Система права деление на частное и публичное. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право. Частное право в России

  • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
    • Теория государства и права как наука
    • Предмет науки теории государства и права
    • Структура науки теории государства и права
    • Методология науки теории государства и права
    • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
    • Теория государства и права в системе юридических наук
    • Функции науки теории государства, и права
  • Происхождение государства и права
    • Основные теории происхождения государства и правя
    • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
    • Происхождение государства (современные трактовки)
    • Происхождение права
  • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Понятие государства
    • Сущность государства
    • Социальное назначение и функции государства
  • Государственная власть и ее механизм
    • Понятие государственной власти
    • Структура государственной власти
    • Механизм государственной власти
    • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
    • Понятие и классификация органов государства
    • Государственное управление и самоуправление
  • Формы государства
    • Понятие и элементы формы государства
    • Формы правления
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-правовой режим
  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  • Сущность права
    • Понятие и признаки права
    • Принципы права
    • Функции права
  • Нормы права
    • Понятие и признаки нормы права
    • Структура нормы права
    • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
    • Виды норм права
  • Источники (формы) права
    • Понятие формы и источника права
    • Виды источников (форм) права
  • Система права
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
    • Частное и публичное право
    • Общая характеристика отраслей российского права
  • Правотворчество
    • Правотворчество: понятие, принципы и виды
    • Понятие и стадии законотворчества в РФ
    • Систематизация законодательства
    • Соотношение системы права и системы законодательства
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
    • Применение права как особая форма его реализации
    • Понятие акта применения права и его виды
  • Толкование права
    • Понятие толкования права
    • Способы толкования права
    • Виды толкования права
    • Аналогия в праве
    • Акты толкования права
  • Правоотношения
    • Правоотношение: понятие, признаки и структура
    • Субъекты правоотношений
    • Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
    • Виды правоотношений
    • Юридические факты
  • Правомерное поведение
    • Понятие и признаки правомерного поведения
    • Состав правомерного поведения
    • Виды правомерного поведения
  • Правонарушение
    • Понятие и признаки правонарушения
    • Юридический состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
    • Цели и функции юридической ответственности
    • Общая характеристика видов юридической ответственности
  • Правосознание и правовая культура
    • Понятие, структура и виды правового сознания
    • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
    • Правовой нигилизм
  • Законность и правопорядок
    • Понятие и принципы законности
    • Гарантии законности
    • Правопорядок: понятие и структура

Частное и публичное право

Последнее десятилетие характеризуется оживлением дискуссий о системе права, ее классифицирующих критериях, и актуальным становится вопрос деления права на публичное и частное. Возникший интерес к такой классификации среди российских ученых- правоведов объясняется тем, что в советский период развития правовых наук полностью отвергалось существование частного права, хотя вне социалистической системы его признание было весьма популярным. В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.

Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. Ст. 2 Конституции России определяет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства. Однако интересы общественного развития, обеспечения правопорядка и защиты общества от правонарушений требуют для защиты публичных интересов наличия механизма ограничения прав человека, т.е. определяются права общества, государства по отношению к конкретному лицу (ч. 3 ст. 55 Конституции). Поэтому всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.

В современной России в качестве публичных субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые «обслуживают» данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т.д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права: гражданское, семейное и отчасти трудовое право.

Безусловно, не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Ученые выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному- неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано прежде всего на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм , определяющих основы конституционного строя , правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления . Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии . Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений , реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное право

Административное право - отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти . Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств . Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право

Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания . Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности , понятие преступления , формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания , порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право. Гражданско-процессуальное право

Экологическое право - относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов , защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право

Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций , которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право

Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Семейное право

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовое право

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях , в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Земельное право

Земельное право - это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами , а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства , юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное право

Международное частное право - совокупность норм права , регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь , находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право - это, таким образом, специфическая отрасль национального права.

Система права– это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам.

Основные структурные элементы системы прав:- отрасль права; подотрасль права; институт права; субинститут права; норма права.

Нормы права- исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Черты системы права

:-ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

Ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

Она обусловлена социально-эк-ими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

Имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.



Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования; б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание; б) дозволение; в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Юр. нормы можно подразделить на 2 большие группы:

На частное и публичное право.

Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и гос. структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное.

К частному правуотносят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное).

К публичному правуотносят отрасли государств, администр, уголовного права.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в хар-ре и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное право– область свободы и частной инициативы, топубличное – сфера власти и подчинения.

Частное право состоит из отраслейгр-го, предпринимательского, семейного права, апубличное – из отраслейконституционного, административного, финансового, уголовного и др.

Выделяют след. критерии, в зависимости от которых нормы права относят к ЧП или ПП.:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП – общественные, гос-ые);

2) предмет правового регулирования (если ЧП свойственны нормы, регулирующие имущ-ые отношения, то ПП – неимущественные;

3) метод правового регулирования (в ЧП господствует метод координации, то в ПП – субординация);

4) имущественный интерес участников отношений

(в ЧП - они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты ЧП, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещение морального ущерба и др.

Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права . Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, спецификой регулируемых общественных отношений. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

33.​ Отрасль права: понятие и виды. Основания деления системы права на отрасли.

О́трасль пра́ва - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право;
- гражданское право;
- административное право;
- уголовное право;
- трудовое право;
- семейное право;
- земельное право;
- аграрное право;
- финансовое право;
- уголовно-исполнительное право;
- гражданское процессуальное право;
- уголовное процессуальное право.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования . Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание :

дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, юридических средств , при помощи которых публичная власть оказывает воздействие на общественные отношения. Включает само право, юридическую практику, правовую науку.

Система права – часть правовой системы - это внутренняя структура права , показывающая его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права , первичный элемент системы права.
2) отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений
3) подотрасль права , регулирует отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)
4) институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (институт брака, семьи)

Группировка отраслей права в две категории – отрасли публичного частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II–III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, частное –интересы отдельных лиц.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право – совокупность норм, обеспечивающих охрану общезначимых (публичные) интересов - интересов общества и государства, оно закрепляет порядок деятельности органов государственной власти. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства –конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права.

Для публичного права характерны следующие черты:

1) Ориентация на удовлетворение публичного, общественного интереса;

2) Преобладание императивных норм властных подчинений

3) Субординация субъектов и правовых актов;

4) Одностороннее волеизъявление субъектов ;

5) Санкции преимущественно штрафного (карательного ) характера;

6) Большая степень централизованного урегулирования.

Частное право - это совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, – гражданское, семейное, международное частное право.

Частному праву присущи следующие особенности:

1) Ориентация на удовлетворение частных, личных интересов ;

2) Преобладание диспозитивных норм;

3) Равенство субъектов правоотношений;

4) Свободное двустороннее волеизъявление субъектов, использование договорной формы регулирования;

5) Правовосстановительные санкции;

6) Децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, условия авторского договора)

Проблема разграничения публичного и частного права является дискуссионной в юридической науке. Это объясняется тем, что в различных отраслях права наблюдается взаимопроникновение и тесное сотрудничество публичных и частных начал.