Суффикс. "Образование новых слов с помощью суффиксов". По русскому языку. Образование новых слов при помощи суффиксов Как правильно подбирать суффикс

Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

Подснежники .

Обозначим известные части слова.

Окончание - и, так как можно изменить слово:

нет чего? - подснежников ,

рад чему? - подснежникам , изменилось -и.

Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

Общая часть: снег - снеж. В корне чередование согласных г-ж.

Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы . Они служат для образования слов.

Приставка - часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня.

Образовываем слова с помощью суффиксов:

дыра + к = дырк а, дырочк а, дырищ а

очк

ищ

кот + ик = котик , коток , котёнок , котят а

ок

ёнок

ят

Суффикс, называющий большие предметы:

Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

- У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ -: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок -

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножк и, сапожк и - суффикс -к-,

сапожок , цветок - суффикс -ок-,

травинк и - суффикс -инк-,

спинк и — суффикс -к-.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

Сравните: корова - коровушк а, крапива - крапивушк а.

Какие слова звучат нежно, ласково?

Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Ещё суффиксы -очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-.

Образуем слова с помощью суффиксов.

роза

лампа + очк = розочк а, лампочк а, ленточк а

Катя + еньк

лиса + оньк = Катеньк а, лисоньк а, реченьк а

Лимон

помидор + чик = лимончик , помидорчик , блинчик

Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слонёнок.

За мамой-лисицей

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

Найдём слова, называющие детёнышей животных.

Слонёнок , лисёнок , ежонок , медвежонок .

Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

Много слонят , лисят , ежат , медвежат .

Найдём слова, называющие животных.

Слоних ой, лисиц ей, ежих ой, медведиц ей .

Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

Гусь - гус-ин-ый, лев - льв-ин-ый, змея - зме-ин-ый .

Суффикс -ин- имеет значение «принадлежит животному».

Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

Какие суффиксы придают такое значение?

Учитель, воспитатель - суффикс -тель-.

Грузчик, лётчик - суффикс -чик-.

Лесник, дворник - суффикс -ник-.

Футболист, тракторист - суффикс -ист-.

Каменщик , кровельщик - суффикс -щик-.

Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

Бархатист ый, золотист ый - суффикс -ист- имеет значение «похожий на бархат, золото».

Носат ый, бородат ый - суффикс -ат- придаёт значение «имеющий большой нос, бороду».

Медов ый, вишнёв ый - суффиксы -ов-, -ёв- имеет значение «приготовленный из мёда, из вишни».

Сочн ый, облачн ый - суффикс -н- придаёт значение «имеющий много сока, много облаков».

Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

Берег мор я (какой?) - морск ой

Чуть-чуть бел ый (какой?) - беловат ый

Склонный к удач е (какой?) - удачлив ый

Склонный к разговор у (какой?) — разговорчив ый

Имеет много зуб ов (какой?) - зубаст ый

Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

Белый - …, синий - …, высокий - …, смелый - …, свежий - …

Белизн а, синев а, высот а, смелость , свежесть .

Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, — есть- - это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Справочник «Суффиксы русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

Суффиксы имён существительных:

Ищ-, -ик-,-ек-, -ок-, -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

Суффиксы имён прилагательных:

Н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

Суффиксы глаголов : -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

Например, беле ть, бели ть, чита ть, моло ть, умоля ть.

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например:

приставка в- означает движение внутрь (в бежал, в лез),

приставка вы- - движение изнутри (вы скочил, вы шел),

приставка за- - начало действия (за пел, за стучал),

приставка до- - завершение действия (до печатал, до писал),

приставка на- - направленность действия на что-либо (на пугала, на правила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

Составим слова с приставками.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Справочник «Приставки русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

На-, за-, над -, раз-, рас-

О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.

Имена существительные обозначают понятия, объекты, явления. Они могут иметь различные формы. В начальной форме, существительные имеют наименьшее количество букв. Многие слова состоят из одного корня и не включают суффиксы, приставки или окончания. Но добавление перечисленных частей слова только меняет форму существительного. Его смысловое значение остается прежним.

Образовать новые слова

В качестве примера образования новых слов, можно взять несколько существительных и прилагательных. Допустим, это будут слова «молодой, белый, утка, тигр, дом». К данным словам можно добавить суффиксы «еньк, ёнок, ик». После добавления этих частей слова получатся новые слова. Их можно представить следующим образом:

  • слово «молодой» может быть дополнено суффиксом «еньк». Иные варианты суффиксов не подойдут к указанному слову. В результате объединения слова и суффикса, получится форма «молоденький». Она имеет уменьшительное значение. Такое значение новому слову придает именно суффикс «еньк»;
  • слово «белый» тоже является прилагательным. Поэтому, к нему подой1дет только суффикс «еньк». В результате получится слово «беленький». Оно тоже имеет уменьшительное значение, которое образовывается за счет указанного суффикса;
  • слово «утка» уже существительное. Следовательно, корень для прилагательных к нему не подойдет. Оптимальным будет вариант с корнем «ёнок». Получится слово «утенок». Но оно опять же имеет уменьшительное значение;
  • к слову «тигр» также подойдет суффикс «ёнок». Доставление данного суффикса даст новую форму слова. Это «тигренок». указанная форма характеризуется уменьшительным значением;
  • к слову «дом» подойдет только суффикс «ик». Получится уменьшительная форма «домик».

Таким образом, получился словарный ряд из слов «молоденький, беленький, утенок, тигренок, домик». В каждом случае необходимо подбирать уместный суффикс.

Как правильно подбирать суффикс

Суффикс «еньк» характерен для прилагательных. А суффикс «ёнок» применяется для слов, обозначающих одушевленные объекты. Поэтому, он подошел к словам «утка, тигр» и не подошел к слову «дом».

Урок русского языка в 3 классе «Образование новых слов при помощи суффиксов»

Составитель: учитель начальных классов

МАОУШ-И «Лицей-интернат№7» Мазунина Е.А.



Урок - путешествие

http://aida.ucoz.ru


кот ёнок ок

ветер

слон

ёнок

гриб


Волшебник-суффикс

ок ёнок ик очк

ечк к


Друзья поссорились

Рученька ручище

Жучок жучище

Коготок когтище

Хвостик хвостище

Усик усище

Глазки глазище

Ноженька ножище

Домик домище

Лобик лобище

Головка головище

Стульчик стульчище

Мячик мячище


Маша и медведь

Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Собрались раз по да по

Пришли звать с собой Пошла в лес за грибами.

Машенька.

Маша.

подруженьки

подруги

грибы,

грибочки,

ягодки.

ягоды.

Машу.

Машеньку.

Маша

Машенька


Баба-Яга

1 группа - задание «По следам суффиксов».

Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.

R Г V О L Р W О J ДО S К К Z УЛ N А S К G РЕ S ЗИН W А Q СУ L ДА W К Z ШТ J АНИ W Н R А

Разобрать их по составу

2 группа - задание «Суффикс – волшебник».

Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)

КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ

3 группа – задание «Рассыпанные слова» .

Когда разбилось волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.

ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК МОР ЁР АИСТ НИК


1 вариант

Самооценка

Оценка учителя

Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

2 вариант

снежинки

Самооценка

снегопад

Оценка учителя


Мне понравилось на уроке…

Мне удалось…

Я хочу поблагодарить… за…

Я могу похвалить себя за…


Урок №

Русский язык (3класс).

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

2. развивать навык выделять суффикс графически;

3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

(сердце – сердечко)

III. Словарная работа.

1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

2. Знакомство с новым словом. секрет

Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

IV. Актуализация знаний.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

А смотреть, ребята, нужно в корень

Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

В слове нет морфемы важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Обозначьте корни.

Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

V. Определение темы и цели урока.

1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Это цель нашего урока.

3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

VI. Работа над темой.

1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Закончи предложение.

1. Суффикс – это

2. Суффикс стоит

3. Суффикс служит

4. Например:

Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.

Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как
мартышка ,
И двойки получал.

Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков
в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

4. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

    Сладенький, вкусненький, тортик.

    Бежала, смотрели, писала.

    Пленник, мостик, странник

    Каменщик, бурильщик, учитель.

    Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

VII. Рефлексия.

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным?

VIII. Итог.

Чему учились на уроке?

Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Выставление оценок за урок.

IX. Д/з – с. 58, упр. 132

Урок №
Русский язык (3класс).
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
2. развивать навык выделять суффикс графически;
3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного словасекрет.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Орфографическая разминка.
Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:
1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег).
2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы)
3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
(сердце – сердечко)
III. Словарная работа.
1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)
2. Знакомство с новым словом. секрет
- Объясните лексическое значение слова
1. То, что держится в тайне, скрывается от других.
2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.
3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?
4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.
II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.
III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.
IV. Актуализация знаний.
1. - К какой части речи относится слово? Докажите.
- От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.
(секретный, секретик)
- К какой части речи относятся получившиеся слова?
- Скажите, как называется общая часть родственных слов?
А смотреть, ребята, нужно в корень
Главный смысл - в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
- Обозначьте корни.
- Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)
V. Определение темы и цели урока.
1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)
2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
- Это цель нашего урока.
3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)
VI. Работа над темой.
1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Закончи предложение.
1. Суффикс – это
2. Суффикс стоит
3. Суффикс служит
4. Например:
- Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Это суффикс.
2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129
3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Папин секретМне бабушка открылаВчера большой секрет,Что папе тоже былоКогда-то восемь лет.Он, как и все мальчишки,Порой озорничалИ прыгал, как мартышка,И двойки получал.Ленился на зарядке,Лицо не умывалИ чёртиков в тетрадкеЧастенько рисовал.Я папиным секретомУжасно удивлён,Ведь именно за этоМеня ругает он.
4. Самостоятельная работа.
На карточке разноуровневые задания.
1 уровень
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,
диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,
маленький - ___________ , осенний - ___________ ,
медвежонок - ____________, стульчик - ___________,
котище - ___________ , доброта - ___________ .
2 уровень
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
3 уровень
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
Сладенький, вкусненький, тортик.
Бежала, смотрели, писала.
Пленник, мостик, странник
Каменщик, бурильщик, учитель.
Берёзка, лопатка, палка.
Проверка.
- Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)
VII. Рефлексия.
- Какое задание вам особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
VIII. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?
Разгадайте шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
Выставление оценок за урок.
IX. Д/з – с. 58, упр. 132


Приложенные файлы