Суть налога на добавленный доход. Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета. Налог на добавленный доход

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Налог на добавленный доход (НДД) начнет действовать с 2018 года в пилотном режиме, говорится в сообщении на сайте правительства РФ по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики, которое провел вице-премьер Аркадий Дворкович.

"Участники заседания обсудили результаты деятельности компаний ТЭКа с учетом влияния налогового и таможенно-тарифного регулирования и ситуации на товарных рынках, а также меры поддержки отечественной нефтепереработки. В частности, было отмечено, что в пилотном режиме НДД (налог на добавленный доход) начнет действовать с 2018 года", - говорится в сообщении.

На заседании было также решено, что базовая модель газового рынка с учетом развития независимых компаний будет рассмотрена в следующем году.

Кроме того, на комиссии был поднят вопрос об установлении размера тарифа на транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу Заполярье - Пурпе. "Заинтересованные стороны представили соответствующие предложения. Решение по данному вопросу должно быть утверждено Федеральной антимонопольной службой", - отмечается в сообщении.

Налог на добавленный доход

Новая система налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения, разработана в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования.

Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения. Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

Концепция развития внутреннего рынка газа содержит идею гарантирующих поставщиков газа на внутреннем рынке, сообщалось ранее.

В настоящее время "Газпром" является собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и, согласно федеральному закону о газоснабжении, несет полную ответственность в части обеспечения надежности, безопасности, бесперебойности поставок газа. Уже в трех регионах поставками газа занимаются независимые производители - "Новатэк" и "Роснефть".

Как сообщал заместитель председателя правления газового холдинга Валерий Голубев, независимые производители газа при этом вопросами газификации не занимаются, и эту проблему могло бы решить создание гарантирующих поставщиков. "Газпром" считает возможным дать пропорциональный доступ к экспорту газа его гарантирующим поставщикам на внутреннем рынке.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который уточняет, что «сам этот документ пока не видел». Ускорение с работой над законопроектом связано, видимо, с достигнутой договоренностью с ОПЕК о сокращении добычи нефти. НДД, видимо, будет преподносится нефтяникам как способ сэкономить и сократиь потери от снижения добычи.

До сих пор действует налог на добычу полезных ископаемых. В отличии от него НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Процесс определения и согласования этих предельных расходов обещает быть увлекательным. Как сообщает ТАСС, внесенный законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 г.

В последние годы Минфин отдает предпочтение НДД. Мол, это системное решение на долгосрочную перспективу. Сообщается, что параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

ТАСС напоминает, что нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Пока, по подсчетам компаний, за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн руб.

Постоянно идет спор между нефтяниками и властями об уровне налогов, и кона ему не видно. Ищутся компромиссы. По словам осведомленных источников ТАСС, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России - Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход уже подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.
В интервью Агентству нефтегазовой информации (АНИ) председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный говорил, даже в случае одобрения в правительстве, реформа будет носить в начале характер отраслевого эксперимента.

«Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР (налог на финансовый результат) с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, как он будет работать, насколько эффективно и достигнет ли заявленных целей», - приводит его слова АНИ.

Тянуть с реформой стало сложно после продления соглашения об ограничении нефтедобычи странами ОПЕК и 11 независимыми нефтепроизводителями. В Vygon Consulting подсчитали, что в результате потери российских нефтяных компаний от составят в 2017 г. 70 млрд руб. Эти данные агентство приводит в исследовании «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017–2018 годы».
Выигрыш российского бюджета от этих соглашений в 2017–2018 годах оценивается в 0,75–1,5 трлн руб.. Пролонгация сделки с ОПЕК до конца 2017 г. может привести к сокращению добычи нефти в России по итогам года на 1 млн т, до 546,5 млн т. В случае непродления соглашения добыча нефти в России могла бы вырасти до 554 млн т по итогам года.

Аналитики Vygon Consulting полагают, что в качестве компенсации потерь от сокращения добычи нефти отрасль могла бы просить у государства расширения эксперимента по налогу на добавленный доход (НДД) на обводненные месторождения и отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ.

Минэнерго выступает против этого. Об этом говорил недавно министр энергетики Александр Новак, подчеркивая, что ведомство не планирует компенсаций для российских компаний в связи с возможным продлением соглашения по сокращению добычи нефти. Однако в апреле правительство одобрило налоговую реформу в нефтяной отрасли и согласилось обсуждать льготы для нефтяников, если последние гарантируют рост добычи. Теперь, когда налоговый законопроект поступил в кабмин, надо ждать новых раундов переговоров нефтяников и властей, причем сторонам нужно будет придти к какому-то соглашению до поступления проекта в Думу. Однако сроки обсуждения проекта депутатами не называются.

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

О необходимости НДД говорится уже без малого два десятилетия. Ожидается, что этот налог, призванный частично заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), стимулирует освоение новых месторождений и ускорит модернизацию отечественной нефтепереработки. Дополнительные поступления в бюджет от НДД оцениваются в триллион рублей, но при введении этого механизма предстоит учесть все нюансы, препятствовавшие его внедрению прежде.

Обещанного три года ждут

Законопроект об НДД для нефтяной отрасли был внесен в Госдуму в конце ноября. Сразу после этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго совместно с ФАС и ФНС подготовить проекты правовых актов, необходимых для введения нового налога. Министерствам также поручено проработать вопрос упрощения порядка администрирования капитальных затрат нефтяников и рассмотреть возможность определения совокупной налоговой базы для смежных лицензионных участков, разрабатываемых в рамках единого проекта, с целью расчета НДД.

Проекты подзаконных актов должны быть подготовлены в первом квартале следующего года. Принятие закона уже точно состоится в следующем году, а заработает он в 2019 году, о чем ранее и сообщали в Минэнерго.

Ставка НДД составит 50%, НДПИ упразднен не будет, но ставка будет снижена.

Основная идея НДД – налогообложение не объема добываемой нефти (принцип НДПИ, взимаемого с выручки добывающих компаний), а дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

НДД будет введен в пилотном режиме на четырех группах месторождений:

  1. Новые месторождения Восточной Сибири с выработанностью менее 5%.
  2. Месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  3. Действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн).
  4. Новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн.

Предварительно известно, что режим НДД появится на лицензионных участках, которые разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз».

Со стороны нефтяников основным инициатором введения НДД выступила «Роснефть». Ее президент Игорь Сечин вскоре после резкого падения цен на нефть и девальвации рубля направил письмо о необходимости более гибкого налогообложения в отрасли (на имя президента Владимира Путина письмо отправлено в январе 2015 года, а в мае того же года – в правительство РФ). Эти два фактора привели к серьезному удорожанию ряда крупных проектов, однако до представления правительственного законопроекта в Госдуму прошло без малого два с половиной года, а первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер сразу предупредил, что эксперимент с НДД будет запущен не раньше 2019 года.

Впрочем, глава Минэнерго Александр Новак заявил, что бюджетные поступления от перехода на НДД для пилотных проектов составят почти 1 трлн руб. до 2035 года.

Оснований подвергать сомнению этот расчет нет – более того, нет иного пути получить дополнительные 100 млн тонн нефти, не вводя НДД, считает советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева . Однако, добавляет она, необходимо понимать, что расчетная выручка от реализации углеводородного сырья определяется по довольно непростой формуле, важнейшим элементом в которой выступает цена на нефть, рассчитываемая за определенный период, исходя из уровня цен нефти Urals на мировых рынках в долларах за баррель. Также в формуле присутствует и среднее значение за календарный месяц курса доллара США к рублю.

«Конечно, расчеты, выполненные в Минэнерго, опираются на различные сценарные условия изменения этих параметров, однако довольно трудно заглянуть так далеко за горизонт и точно предсказать, как будет формироваться цена нефть на мировых рынках. Сегодня уже есть немало факторов, свидетельствующих о том, что в самой системе ценообразовании на нефть в мире могут произойти драматические изменения. Вряд ли также кто-то может точно предсказать, как поведет себя и сам доллар, а также и другие важнейшие валюты, увязанные с ним, и прежде всего евро. Конечно, коррективы этой оценки будут, и здесь нет ничего неестественного», – прогнозирует Козеняшева.

Почему введение нового принципа налогообложения заняло столько времени, дал понять Дмитрий Медведев по итогам совещания с крупнейшими игроками в отрасли, которое прошло в Ханты-Мансийске 21 ноября, сразу после ввода в эксплуатацию Эргинского кластера «Роснефти» в Югре.

«Тема эта непростая, здесь важно соблюдать баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами», – отметил Медведев по поводу НДД на заседании правительства. Он добавил, что НДД от добычи углеводородного сырья должен стать гибким механизмом, который позволит запустить ряд перспективных проектов, поскольку до момента их окупаемости предлагается сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас. Эта мера позволит сократить объемы и сроки кредитов, повысить рентабельность и быстрее выйти на самоокупаемость.

НДПИ на «костылях»

Впервые налог на добавленный доход был предложен в 1998 году в условиях падения мировых цен на нефть, что в значительной степени спровоцировало российский августовский дефолт.

«НДД рассматривался в качестве антикризисной меры: им предлагалось заменить акцизы на нефть, ставка по которым была установлена в твердой денежной сумме, – вспоминает генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. – Разработчики законопроекта обосновывали необходимость введения НДД опасениями, что нефтяники будут сворачивать производство, а это в конечном итоге может привести к сокращению рабочих мест на предприятиях нефтяной отрасли и смежных с ней отраслей, безработице, массовому переселению людей с севера и запустению городов и поселков. Давались оптимистичные прогнозы, касающиеся исполнения консолидированного бюджета».

В 1999 году цены на нефть начали расти и основания для введения НДД отпали. В августе 2001 года основным налогом для добывающих отраслей стал НДПИ, ставки по нему были установлены в процентах. Хотя всего через два года стало понятно, что принцип налогообложения далек от идеала, и вопрос об НДД был поднят вновь.

«Авторы проекта отмечали, что недифференцированная ставка НДПИ, единая для всех месторождений, оказывает негативное воздействие на производство нефти в труднодоступных регионах в ситуации высоких мировых цен на нефть,

– отмечает Мирзоев. – Оказалось, что доля НДПИ в стоимости нефти, добываемой вблизи от экспортных пунктов, гораздо ниже его доли в стоимости нефти, добываемой в Восточной Сибири и перерабатываемой в глубине России с последующей реализацией там же. По сути, происходило перераспределение части доходов предприятий, добывающих нефть в труднодоступных регионах, в пользу производителей, имеющих выгодное местоположение. Утверждалось, что введение НДД создаст условия для благоприятного инвестиционного климата, обеспечит расконсервирование бездействующих скважин, разработку новых месторождений. Разработчики высоко оценили и налоговые последствия нового налога за счет роста добычи нефти на 10-30 млн тонн в год».

Второй заход на цель оказался неудачным: при проработке деталей механизма НДД возникло множество вопросов, в 2009 году законопроект был снят с рассмотрения.

Изъяны НДПИ не только никуда не делись, но и продолжали усугубляться.

«Принцип действия НДПИ во многом был продиктован реалиями начала 2000-х годов, когда государством в первую очередь решались задачи наполнения бюджета, наведения порядка в налоговой сфере и прекращения порочных практик ухода от налогов под видом продажи «скважинной жидкости» и прочих приспособлений эпохи первоначального накопления капитала в России, – напоминает независимый эксперт в сфере ТЭК Александр Полыгалов . – Введение нового Налогового кодекса и «дело ЮКОСа» обозначили границу между вольницей «налоговой оптимизации» девяностых и новыми, едиными для всех, налоговыми нормами. Эти нормы должны были быть легко администрируемыми, а сами налоговые поступления – легко контролируемыми».

Жесткая привязка НДПИ к объемам добычи и мировым ценам без учета особенности того или иного месторождения очень быстро показала, что у этого механизма имеется неизлечимая «родовая травма»: добыча на многих месторождениях становилась при подобном налоговом режиме коммерчески нецелесообразной.

«Эту травму попытались поправить разнообразными «костылями», принципиально не меняя самой сути механизма, – отмечает Полыгалов. – В текущей редакции Налогового кодекса таких «костылей» целых пять. Они уменьшают НДПИ в зависимости от выработанности запасов, от величины начальных запасов, чтобы оставались рентабельными и месторождения с небольшими запасами, а также от вязкости добываемой нефти, проницаемости пласта и географического фактора. Для нефти, добываемой в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, за Северным полярным кругом и на шельфе Азовского моря, предусмотрена максимально возможная скидка по НДПИ. Пугающее и множащееся количество «костылей» делает целесообразным переход от налогообложения выручки к налогообложению финансового результата. Изменение механизма изъятия природной ренты – решение, давно назревшее».

Иными словами, вопрос о дифференциации НДПИ был актуален ровно столько, сколько существует сам этот налог – вопрос лишь заключался в том, какая альтернатива будет избрана.

Акцент на физические объемы добычи путем введения ряда параметров в расчеты НДПИ слишком осложнял системы и вызывал резкие возражения Минфина, поэтому, в конечном итоге, восторжествовал более логичный принцип дифференциации по финансовому результату, который сам по себе объективно отражает разные уровни сложности добычи.

«Шаг вперед сделан, и это очень важно, а дорогу осилит идущий. НДД – это не конец развития налоговой системы, а начало перехода к новой эффективной системе налогообложения. Параметры нового налога уже сформированы и до этого были неоднократно просчитаны. Даже компании сектора независимой нефтегазодобычи неоднократно с 2016 года примеряли их на себя и пересчитывали многократно. На сегодняшний день получается, что НДД - это нечто среднее между налогом на прибыль и НДПИ», - считает Маргарита Козеняшева.

По мнению эксперта «Ассонефти», введение НДД в 2018 или 2019 году и первый период его применения в отношении отдельных участков на практике позволит далее скорректировать отдельные параметры для дальнейшего применения налога в отношении других регионов добычи, постепенно распространяя на отрасль в целом.

Задача повышенной сложности

Если понимать НДД как воплощение принципа дифференцированного подхода к нефтедобывающим компаниям, то новый механизм не является чем-то уникальным с точки зрения мировой практики. Из ближайших соседей России достаточно сложная система налогообложения недропользователей применяется в Казахстане.

По словам Мирзоева, она включает ряд платежей: бонусы (подписной и коммерческого обнаружения), платеж по возмещению исторических затрат, НДПИ (различный для нефти, минерального сырья, общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей). В Налоговом кодексе Казахстана предусмотрен налог на сверхприбыль с части чистого дохода, определенного по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающей 25% от суммы вычетов (расходов, убытков). Ставки налога на сверхприбыль в Казахстане могут достигать 60%, то есть выше, чем предложенная ставка НДД.

Но налогообложение дополнительного дохода сложнее для налогового администрирования, чем НДПИ, экспортные пошлины и налог на прибыль, предупреждает Мирзоев. Введение нового режима в российскую налоговую систему требует решения ряда вопросов.

«Они, в частности, связаны с определением рыночного уровня цены на реализуемые углеводороды и контролем уровня затрат на разработку месторождений. А перенос уплаты большей части налогов на период после окупаемости затрат лишает государство гарантированных бюджетных поступлений»,

– отмечает эксперт.

По мнению Мирзоева, целесообразным выглядит введение НДД только для новых месторождений – всех тех, где разработка и добыча нефти будет начата после принятия закона. Налоговые обязательства по уплате НДД по каждому лицензионному участку должны определяться отдельно. В этом случае снижение общих налоговых поступлений от нефтяного сектора будет незначительным – удельный вес новых месторождений в общей добыче нефти в России мал. Следует учесть и возможные лазейки.

«При существующей системе бухгалтерского и налогового учета, недостаточной прозрачности деятельности большинства добывающих компаний, многие из которых имеют сотни дочерних и зависимых обществ, применяемые методы налогового администрирования не способны обеспечить государству доходы от принадлежащих ему запасов полезных ископаемых. Система, основанная на НДД, может стимулировать завышение затрат добывающих организаций и не содействовать экономии издержек и оптимизации деятельности», – допускает Мирзоев.

Плюс переработка

У предстоящего эксперимента с НДД есть еще один важный аспект – увязка нового механизма с господдержкой нефтепереработки. Именно об этом говорилось в недавнем письме Игоря Сечина на имя курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича , о котором сообщал РБК. В числе льгот в документе было названо снижение тарифов на прокачку нефтепродуктов, заморозка тарифов РЖД на их перевозку сроком на 20 лет, введение возвратного акциза на нефть, которая поставляется на НПЗ «Роснефти», налоговые кредиты по акцизам.

Такая постановка вопроса направлена на поиск баланса между интересами государства (в виде упомянутого выше триллиона рублей) и нефтяных компаний. Именно «Роснефть» ощутила основной груз налогового маневра в нефтегазовой отрасли, в ходе которого был резко – примерно с 15% до 33% – увеличен НДПИ, а параллельно уменьшены пошлины на экспорт нефти и темных нефтепродуктов, что резко снизило рентабельность нефтепереработки.

В относительном выигрыше от налогового маневра остались ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также «Сургутнефтегаз», которые до маневра активно инвестировали в НПЗ, повышая выход светлых нефтепродуктов и уменьшая долю мазута, отмечает Полыгалов.

Для «Роснефти», которая все последние годы инвестировала в основном в нефтедобычу, в разработку шельфа, в приобретение ТНК-ВР и «Башнефти», маневр оказался невыгоден.

«Роснефть» на момент начала налогового маневра имела гораздо больше объектов для инвестирования: семь крупных НПЗ до покупки ТНК-ВР и «Башнефти» и двенадцать с половиной крупных НПЗ, не считая мелких, после двух этих сделок. Для сравнения: у ЛУКОЙЛа четыре крупных НПЗ, у «Газпром нефти» – один плюс доли еще в двух, у «Сургутнефтегаза» – один. Да, покупка ТНК-ВР добавила в актив «Роснефти» относительно развитый Рязанский НПЗ и половину Ярославского НПЗ, а покупка «Башнефти» и трех ее заводов дала «Роснефти» контроль над, пожалуй, наиболее развитым в России нефтеперерабатывающим кластером. Однако относительно отсталая нефтепереработка той же самарской группы заводов и необходимость инвестировать как в новоприобретенный Саратовский НПЗ, так и в уже имевшиеся сибирские заводы или в Туапсинский НПЗ все равно никуда не исчезла», – говорит Полыгалов.

По его оценке, введение НДД скорее увеличит, чем уменьшит налоговую нагрузку на нефтедобывающие компании. Но одновременно может произойти снижение внутренней цены на нефтяное сырье для российских НПЗ, если она будет привязана к себестоимости, а не к механизму экспортного паритета.

Именно повышение НДПИ в рамках налогового маневра привело к росту внутренней цены на нефть для переработчиков, но если с введением НДД ставка НДПИ будет снижена, ситуацию можно отыграть назад.

«НДД – это эксперимент в добыче, его еще будут отрабатывать и дорабатывать, а вот реформа налогообложения нефтепереработки – это отдельная и непростая тема, и пока здесь системного подхода не прослеживается. По крайней мере, сегодня это необоснованные метания, вразрез идущие с тем курсом налогового маневра, который был принят в 2015 году», – добавляет Маргарита Козеняшева.

Впрочем, по ее мнению, все это имеет объективную основу: сгусток нерешенных проблем в российской нефтепереработке обусловлен «наследием» эпохи социалистического строительства (когда нефтеперерабатывающая отрасль была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей), помноженным на проблемы, порожденные переходом на рыночную экономику.

«Мировая нефтепереработка, вернее, ее достигнутые лучшие стандарты – это пока недоступный для нас уровень, да и сама мировая торговля нефтепродуктами – ее структура, формы и прочее – далеко от нас уехала, – констатирует Козеняшева. – При этом сдвиги, которые переживает мировая нефтяная отрасль сегодня, дают такие импульсы, которые любого здравомыслящего инвестора заставят задуматься, окупятся ли те масштабные и массированные инвестиции, необходимые российской нефтеперерабатывающей отрасли, чтобы вывести ее на мировой уровень. И здесь одной реформой налогообложения вообще не обойтись. Здесь не с налогами нужно все связывать, а со стратегическим выбором, что гораздо сложнее».

Сюжеты: