Есть ли душа у домашних животных. Есть ли душа у животных? Мнения ученых и церкви. О христианском отношении к братьям нашим меньшим

Закономерный вопрос после предыдущей статьи . И действительно, если у человека есть , значит и у животных тоже, по идее, должна быть душа, не так ли? По логике так. Но не все с этим согласны.

Мы, как всегда, рассмотрим этот вопрос не с религиозной и уж тем более не с материалистичной точки зрения, а с позиции эзотерики. Именно наиболее наглядно и логично объясняет все тонко-материальные явления. Хотя, конечно, эзотерика эзотерике рознь:)

Есть ли Душа у Животных и Растений?

Да, у растений, как и у животных есть души , которые тоже развиваются, эволюционируют и перевоплощаются. Существует так называемая иерархия существ, куда входя минералы, растения, животные, человек, сущности и существа . Но при этом душа растения или животного проходит свою эволюцию, развиваясь в своей иерархии (животных или растений соответственно).

Как и везде, в любой иерархии, среди всех видов животных есть лучшие, кто на вершине своей иерархии, а есть и худшие. Душа животного воплощаясь в разных видах животных нарабатывает необходимые качества, способности и навыки, в соответствии с особенностями того или иного животного (или растения): Лев – благородство, лидерство, Собака – преданность, служение, Кошка – независимость, др.

Строение души растения и животного – разное, так же оно сильно отличается от строения души человека. О строении души человека – . Есть душа у собаки, но есть душа и у комара или муравья, и эти души тоже сильно отличаются.

Ключевые отличия в строении души растения, животного и человека:

1. Различное количество и качество (центров сознания). У человека – 12 основных чакр, много дополнительных. У животного – от 3 до 7 чакр (у разных животных по-разному). У растений – 1-2 чакры, чаще всего 2.

2. Человеческая душа – потенциально обладает бессмертием (божья искра в ) и практически бесконечным потенциалом для развития. И хотя души растений и животных тоже от Бога, но их потенциал изначально ограничен. При этом лучшие души животных и растений (при особых заслугах) могут быть преобразованы , их потенциал при этом может быть достроен, структура души изменена, и они могут развиваться дальше, уже как другие существа в более высоких иерархиях (в следующих воплощениях).

Растения нам сложно оценивать, а животных вполне. Животные, как вы знаете, бывают очень разные. Те же собаки – есть очень умные, благородные, которые за маленькими детьми приглядывают (воспитатели) или жизнью своей жертвуют, спасая человека. А есть невменяемые, подлые, злые и жадные, которые за кость и хозяина кормящего загрызут. Почему так? Потому что души животных тоже разные! Разные по уровню, по позитивности, по своим качествам. И как бы в это не сложно было поверить, но за все свои поступки животные также как и люди несут кармическую ответственность, и в соответствие с этим определяются их последующие воплощения, благоприятные или не очень.

Животное, наиболее близкое к человеку по своему уровню развития сознания – это дельфин.

Что ещё важно знать о душе животных!

Как уже было сказано в статье, есть лучшие животные в своём виде, те кто на вершине своей иерархии. Души таких животных могут получить большую награду от Высших Сил, когда душа преобразуется – достраиваются недостающие чакры и всё необходимое, и душа становится человеческой, продолжая свой путь эволюции уже в теле человека. Для души животного – это огромный подарок.

Но может быть и наоборот! Многие человеческие души отбывают свои кармические наказания проживая жизни в теле животного. Те животные, которые живут с людьми – наши домашние животные, в большинстве своём это воплощённые человеческие души, которые таким образом отрабатывают свои грехи. За что и почему они получили именно такое наказание – это отдельный большой вопрос, который касается Духовных Законов.

Читайте так же:

Почти все мировые религии учат, что после смерти душа человека отправляется в иной мир, где царит покой для праведников, и вечные мучения для грешников. А отправляются ли в иной мир души животных? И есть ли вообще у животных душа?

Наука и душа

Современная наука не признает существование души. Зато наука признает существование психики. В свою очередь, психика переводится с древнегреческого, как душа! То есть душа – это и есть психика. Зоопсихология – одно из ответвлений в современной психологии, которое изучает поведение животных. А это значит, что наука признает, что каждое животное обладает уникальным характером. Таким образом, можно прийти к выводу, что у животных может быть душа.

Призрак собаки. Рассказывает очевидец Марьяна

Мой двоюродный брат, Алексей, живет сам в самой обычной двухкомнатной квартире. Ему 29 лет, жениться он не спешит и кто, если не я приготовит холостяку вкусный ужин. Один раз в неделю я ходила и хожу до сих пор в гости к Алексею и балую его разными вкусностями. Каждый раз я брала с собой свою пятилетнюю дочь Катеньку. У девочки был свой интерес ходить в гости к дяде Леше – лабрадор. Жизнерадостный лабрадор по кличке Альф с огромным удовольствием играл с Катей.

Когда мы приходили к Алексею топот собачьих лап и Катиных ног раздавался гулом. Набегавшись, Альф залезал под кровать, а моя дочь — на кровать, и они начинали переговариваться: игрун лаял, а Катя — в ответ.

Вот только Леша не особо любил ухаживать за своим питомцем. Вроде он и любил Альфа, но с другой стороны, его методы ухаживания я не одобряла. Во-первых, целыми днями Алексей пропадал на работе, а пес сам скучал дома. Во-вторых, он оставлял по утрам животному замороженные кусочки мяса и уходил на работу. Много раз я с ним ругалась, объясняя, что собаке нельзя оставлять в качестве еды ледяные куски мяса из морозилки, на что двоюродный брат отвечал: «Растает, сожрет…»

Каждую пятницу, сразу после работы, Алексей с друзьями отправлялся в бар, а потом в ночной клуб, видимо жену он там искал. То есть, один раз в неделю, пес сам сидел дома почти сутки.

Дело ясное, через какое-то время Альф заболел, его стало постоянно тошнить, потом он перестал есть… и вскоре умер. Алексей возил мертвого пса на вскрытие в ветеринарную клинику, где дали заключение, что смерть наступила от рака желудка. Мне об этом он ничего не сказал.

Есть ли у них душа и куда они попадают после смерти? Что говорит об этом Библия и святые отцы? Кто из животных равен человеку? И почему нужно любить «братьев наших меньших»? Разбираемся вместе с диаконом Ильей Кокиным в его новой книге .

По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление - человек и мир природы.

Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле - это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться.

В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.

Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.

Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.

Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная - немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль - научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех - обезьяны осваивали человеческую речь

Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.

Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, - они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».

Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.

Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова - «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.

Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».



Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.

А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, - это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.



Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше - о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника - примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.

Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень - это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий - там жизни больше, чем в метро в час пик!

Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы - одно целое.

Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме - это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она - наше продолжение, а мы - ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».

Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.

Из книги диакона Ильи Кокина .

На самых первых страницах Библии повествуется о творении мира и человека. Впервые понятие «душа» встречается, когда заходит речь о творении пресмыкающихся, рыб и птиц: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1,20-21).

Далее говорится о том, как земля производит души животных: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1,24). Так что вопрос об одушевленности животных в Библии решается однозначно – у животных есть душа.

Другой вопрос, что случается с душой животного после его смерти? В Библии на этот счет не говорится ничего определенного, однако об этом вскользь говорят некоторые из святых отцов. Так святитель Василий Великий однажды упоминает о единстве душ всех животных: «Душа бессловесных одна». Эти слова можно истолковать следующим образом: хотя каждое животное имеет свою индивидуальную душу, все животные души восходят к единой общей животной душе.

Данную мысль развивает святитель Феофан Затворник: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира – это по смерти». Из этих слов святителя также видно, что душа животного отличается от человеческой души.

Преподобный Иоанн Дамаскин идет еще дальше, он говорит и об одушевленности растений: «Сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1, 11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в виду семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено».

Когда же бытописатель говорит о творении человека, то он употребляет примечательное выражение: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2,7). Примечательность этих слов заключается в том, что при их буквальном переводе здесь следовало бы употребить множественное число – «дыхание жизней» («нишмат хаим»). Святитель Филарет Московский поясняет это следующим образом: «Человек действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию». Вот почему в святоотеческих писаниях часто используется определение человека как «малого мира», «микрокосма».

Человек не просто живет среди животных и растений, он связан с ними теснейшим образом – он, будучи высший творением, главой тварного мира, все же является его частью, так же, как и голова в человеческом организме не существует (и не может существовать) отдельно от туловища. Именно поэтому падение человека приводит к проклятию всей земли (Быт.3,17-19). Но в то же самое время через человека возможно и духовное преображение всего мира: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8,19-21).

Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?

О христианском отношении к братьям нашим меньшим

С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).

Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.

— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.

Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.

Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.

— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?

— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».

Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».

— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?

— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.

И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.

Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.

К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.

Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.

Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.

— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?

— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.

И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.

Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»

— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?

— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.

— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!

— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.

Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.

А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.

У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!

— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?

— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.

Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.

На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.

Святые покровители зверюшек

Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)

Священномученик Афиноген

В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.

Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.

Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.

==================

Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.