Исходных данных для вариантов проекта. Задание на проектирование и основные исходные данные для проектирования. Исходные данные для разработки раздела «Архитектурные решения»

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные данные и материалы . К началу проектирования генеральная проектная организация, должна располагать исчерпывающими данными по намечаемому к строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предпри­ятию (объекту), т.е. заданными технико-экономическими показателями строительства и производства, а также данными: о технологических про­цессах и оборудовании, закладываемых в проект; об источниках и усло­виях получения и поставки сырья и других необходимых для произ­водства материалов, а также энергетических ресурсах; о местных усло­виях строительства и производства для разработки проекта организа­ции строительства и определения сметной стоимости строительства.

Исходные технологические данные и технологические регламенты на проектирование разрабатываются соответствующей научно-исследова­тельской организацией. В соответствии с рекомендациями регламента подбирается технологическое оборудование. Основные источники снабжения производства сырьем, водой, топливом, газом, электро­энергией и другими материальными и энергетическими ресурсами указываются в задании на проектирование. Однако для проектирования этого недостаточно и по заданиям гене­рального проектировщика институты министерств-поставщиков разра­батывают схемы обеспечения сырьем предприятий с указанием конкрет­ных поставщиков и условий поставки.

Район и пункт строи­тельства определяются заданием на проектирование согласно утвержден­ному акту комиссии по выбору площадки для нового строительства или указывается площадка действующего предприятия, которое будет расширяться, реконструироваться или подвергаться техническому перевооружению.

По выбранной площадке должны быть проведе­ны инженерные изыскания, в результате которых проектная организация должна получать исчерпывающие материалы, по топографо-геодезичес­ким, инженерно-геологическим и климатическим условиям, а также по особым условиям строительства (сейсмичность и др.).

В исходные данные для проектирования, получаемые при выборе площадки для строительства, входят:

1 Утвержденный акт о выборе площадки.

2 Согласования проектных предложений с заинтересованны­ми региональными организациями.

3 Строительный паспорт участка, содержащий основные технические данные по выбранному земельному участку, сведения о существующей застройке, подземных и наземных сооружениях, коммуникациях и др.

4 Технические условия на присоединение проектируемого предприятия, здания или сооружения к источ­никам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также на площадку коммуникационных трасс.

5 Материалы инвентаризации, оценочные акты и решение Совета народных депутатов о сносе и ком­пенсации за сносимые здания и сооружения и их обмеры.

6 Данные, полученные от организаций государственного надзора о состоянии водоемов, атмосферного воздуха, почвы и требования по охране окру­жающей среды.

7 Архитектурно-планировочное задание.

8 Справка от местных плано­вых организаций об условиях обеспечения строящегося предприятия местными трудовыми ресурсами.

9 Мероприятия, согласованные с органами надзора по охране окружающей среды.

10 Исходные данные для разработки проекта организации и определения сметной стоимости строительства.

Основанием для выполнения проектных работ служит договор между заказчиком и проектной организацией. Этот документ регулирует финансовые и правовые отношения двух сторон и в обязательном порядке сопровождается заданием на проектирование. Однако комплекс указанных в ТЗ требований - это еще не вся информация, которая может потребоваться на этапе проектирования. Качество готового проекта во многом зависит от достоверности и полноты исходных данных , предоставленных заказчиком. Приведем ориентировочный перечень исходной информации, необходимой для проектирования. Полный список уточняется в зависимости от специфики объекта и условий строительства.

  • Общие данные об объекте.
  • Требования к разработке проектных решений.
  • Дополнительные указания.

2. Общая информация:

  • Информация о генеральном подрядчике: сведения о наличии строительно-монтажной техники, технологических возможностях и трудовых ресурсах подрядной организации.
  • Правоустанавливающие документы (право собственности или договор аренды) на земельный участок, выделенный под застройку, или на здание, подлежащее реконструкции.
  • Документально оформленное разрешение на отступление от технических условий при проектировании нестандартных сооружений.
  • Обоснование требований о разделении строительного процесса на очереди.
  • Информация для разработки проекта организации строительства и сметной документации.

3. Данные о земельном участке или реконструируемом здании:

  • Результаты инженерных изысканий – геологических, геодезических, экологических.
  • Градостроительный план участка, утвержденный в соответствующих инстанциях, с указанием границ выделенной под строительство территорией.
  • Документы на участки, не попадающие под действие градостроительных регламентов.
  • Данные о подъездных путях, ведущих к участку застройки.
  • Информация о транспортных схемах доставки стройматериалов и вывоза мусора.
  • Сведения о наличии водоохранных зон на участке, выделенном под строительство.
  • Официальное заключение о химическом составе, степени радоновой активности почвы и грунтовых вод, о содержании в грунте загрязняющих компонентов различного состава.

4. Сведения о существующих коммуникациях систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, очистки сточных вод, газификации, связи:

  • Информация о потребности проектируемого здания в энергоресурсах (вода, газ, канализация, электричество , отопление).
  • Документация, содержащая технические условия на подключение инженерно-технических сетей к существующим коммуникациям водо-, газо-, электро-, теплоснабжения, связи.
  • Данные о напоре в функционирующих системах водоснабжения, газоснабжения и теплоснабжения в местах подключения коммуникаций.
  • Информация о качестве воды в центральной системе.


5. Для промышленных объектов:

  • Характер производственных процессов.
  • Сведения о номенклатуре выпускаемой продукции.
  • Технологическая схема производства.
  • Требования к способу организации производственного пространства.
  • Данные об источниках поступления сырья.
  • Пути перемещения продукции на всех этапах производства.
  • Информация о количестве и номенклатуре технологического оборудования, транспортных средств и механизмов.
  • Требования, касающиеся утилизации опасных отходов.

6. Для объектов, подлежащих реконструкции или техническому переоснащению:

  • Существующие чертежи объекта.
  • Технологические схемы (для производственных цехов).
  • Результаты обследования зданий, обмерочные чертежи, дефектные акты.
  • Требования по переносу инженерных коммуникаций.
  • Условия на размещение подъемно-транспортных средств, мест складирования стройматериалов, временных сооружений.

1. Реквизиты одного из документов на основании которых принято решение о разработке проектной документации:

1.1). федеральная программа, либо программа субъекта РФ, либо комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная программа, либо прочие другие программы;
1.2). решение Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
1.3). решение застройщика.

2. Исходные данные и условия для подготовки проектной документации:

2.1). задание на проектирование (в случае подготовки проектной документации на основаниии договора);
2.2). отчетная документация по результатам инженерных изысканий;
2.3). правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (в случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства);
2.4). утвержденный и зарегистрированный градостроительный план земельного участка, предоставленного для объекта капитального строительства;
2.5). документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, либо не устанавливаются и выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными органами власти;
2.6). технические условия (на основании см. ч.7 ст.48 Градостроительный Кодекс РФ или нормативно-правовыми актами), технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования;
2.7). документы о согласовании отступлений от положений технических условий;
2.8). документы на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства (при необходимости);
2.9). акты (решения) собственника здания (соружения) о выведении их эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства (в случае необходимости сноса);
2.10). решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу (при необходимости сноса жилого дома);
2.11). сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характер производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг и т.д.)
2.12). сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде, водоотведении, электрической энергии;
2.13). данные о проектной мощности объекта капитального строительства (для объектов промышленного назначения);
2.14). сведения о земельных участках, изымаемых во временное пользование (на период строительства) или постоянное пользование с обоснованием размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятелности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки, межевания территории - при необходимости изъятия земельного участка;
2.15). сведения о категориии земель, на которых будет располагаться объект капитального строительства;
2.16). сведения о размере средств, требующих для возмещения убытков правообладателям земельных участков (в случае изъятия во временное или постоянное пользование);
2.17). сведения об использовании в проекте изобретений, результатах проведенных патентных исследований;
2.18). обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства с выделением этих этапов (при необходимости);
2.19). сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий (сооружений), переселением людей, переносом сетей (при необходимости);
2.20). схему мест размещения проектируемых объектов (не в рамках данного проекта) с указанием проектируемым подъездов и подходов к ним;
2.21). определение зон и границ публичных сервитутов (при их наличии).

3. Дополнительные исходные материалы для разработки проекта:

3.1). заключение о химическом составе и агрессивности грунтовых вод и грунта; состояние радоновой активности под зданием, данные приземной концентрации загрязняющих веществ;
3.2). сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения;
3.3). сведения о существующих и проектируемых зонах охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зонах;
3.4). сведения о фактическом напоре в сети водоснабжения;
3.5). сведения о качестве воды;
3.6). сведения о существующих и проеткируемых системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод; обоснование способов предварительной очистки и применяемых реагентов, оборудования;
3.7). обоснование способов прокладки сетей теплоснабжения, сведения о фактическом напоре и температуре во всех трубопроводах в месте их подсоединения к существующим, прочие данные;
3.8). обоснование способа соединения сетей связи (на местном, внутризонном, междугороднем уровнях), обоснование способов учета трафика, обеспечение устойчивости связи в чрезвычайных ситуациях;
3.9). обоснование систем диспетчеризации лифтов, пожарно-охранной сигнализации, внутренней связи, радиофикации, телевидения, локальных вычислительных сетей (при необходимости);
3.10). сведения об оформлениии разрешения видов и лимитов топлива, определения резервного вида топлива, обоснование выбора маршрута газопровода и границ охранной зоны, обеспечения безопасности обслуживания объектов газоснабжения в т.ч. оповещения и связи в аварийных ситуациях, сведения о фактическом напоре газа в точке подсоединения и прочих характеристиках газа (для объектов производственного назначения).

4. Исходные данные для технологических решений в проекте:

4.1). сведения о производственной программе и номенклатуре продукции (услугах), характеристику технологической схемы производства в целом и отдельных параметров технологических процессов, требования к организации производственного процесса; основных видах ресурсов для технологических нужд, описание источников поступления сырья и материалов (для объектов производственного назначения);
4.2). описание требований к параметрам и качественным характеристикам продукции - для объектов производственного назначения;
4.3). обоснование показателей и характеристик (на основе сравнительного анализа) принятых технологических процессов оборудования - для объектов производственного назначения;
4.4). обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в т.ч. грузоподъемного оборудования, технологического горизонтального и вертикального транспорта, транспортных средств и механизмов - для объектов производственного назначения.

5. Для раздела "Проект организации строительства" необходимы следующие исходные данные:

5.1). определение генеральной подрядной организации, наличие у генподрядчика основной строительной техники и механизмов, трудовых ресурсов и его технологических возможностях и последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и ранспортных коммуникаций;
5.2). сведения и технические условия на подключение к инженерным сетям для нужд строительства электроэнергии, воды, пара, связи, временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и дорогах к объекту капитального строительства;
5.3). определение мест отвалов и карьеров для технологических нужд строительства, указание транспортных схем для вывоза строительного мусора на свалку и утилизации опасных отходов.

6. Для разработки раздела "Смета на строительство объекта капитального строительства":

6.1). определиться в электронной базе составления сметной документации (в случае отсутствия таковой у проектной организации обеспечить последнюю таковой), определить все базовые коэффициенты для составления сметы (временные, плановые, зимние, накладные и т.д.)
6.2). определение транспортной схемы доставки основных строительных материалов до объекта капитального строительства;
6.3). выдать затраты по главам 10-12 для составления сводного сметного расчета (содержание службы заказчика, строительный контроль, подготовка эксплуатационных кадров, проектные и изыскательские работы).

Исходные данные, используемые при проектировании строительных объектов или, например, элементов промышленной инфраструктуры, играют важнейшую роль при формировании документации, что используется при реализации соответствующих проектов. Каковы особенности их сбора? В каких разновидностях могут быть представлены соответствующие сведения?

В чем заключается сущность исходных данных для проектирования?

Исходные данные для проектирования — это сведения, отражаемые в документах, которые оформляются при участии субъектов правоотношений, возникающих в рамках реализации того или иного проекта. Как правило, строительного.

Так, основным источником при взаимодействии партнеров, которые реализуют проект, в рамках которого осуществляется строительство или ремонт здания либо сооружения, может быть подписанный ими контракт. Он может дополняться документами, в которых фиксируются ключевые исходные данные для проектирования, например, техническим заданием. В нем обычно фиксируются пожелания заказчика, условия различные технические требования.

Перечень исходных данных для проектирования может быть уточнен с учетом особенностей конкретного проекта, а также условий его реализации. Сбор необходимых сведений в рамках проектирования может осуществляться как непосредственно заказчиком, так и проектной организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.

Формирование исходных данных

В рамках какого алгоритма могут собираться необходимые исходные данные для проектирования?

Прежде всего специалист, отвечающий за формирование рассматриваемых сведений, должен ознакомиться со спецификой проектируемого объекта. Для этого ему могут потребоваться активные коммуникации конкретно с заказчиком. В процессе общения данных субъектов должен быть осуществлен обмен всеми типами необходимых сведений, что нужны для формирования проектной документации.

Исходные данные для проектирования строительства собираются также в ходе взаимодействия между заказчиком и проектирующей организацией по вопросам о приобретении обязанной стороной технических условий по объекту. Данное условие — важнейшее с точки зрения разработки качественной проектной документации.

Еще один ключевой этап сбора исходных данных — получение необходимых разрешений от регулирующих органов, если это, конечно, требуется исходя из специфики реализации конкретного проекта. Разработчик также должен ознакомиться со сведениями о том, какие полезные ископаемые располагаются на территории проведения работ: обладание данной информацией может повлиять на формирование планов, связанных с получением тех или иных

Проектирующей организации может потребоваться подробно ознакомиться со сведениями, которые фиксируются в государственных реестрах — таких как, например, ГКН, а также ЕГРП. Во многих случаях ознакомление с ними предшествует этапу, в рамках которого проектировщик определяет то, какие исходные данные для проектирования должны собираться при выполнении организацией обязательств по конкретному договору.

Следующая важная задача проектировщика — согласование с партнером территории проведения строительных работ, мест, на которых должны располагаться возводимые объекты.

Еще один важнейший этап работы организации — подготовка схемы размещения земельных участков исходя из сведений, которые отражены в кадастровой карте.

Стоит отметить, что конкретный перечень исходных данных собирается исходя из особенностей отдельно взятого предприятия, и процесс его формирования может характеризоваться большим количеством нюансов.

Рассмотрим то, каким может быть типичный перечень тех исходных данных, что используются в строительных проектах.

Типичный перечень исходных данных в строительстве: реквизиты документов

Исходные данные для проектирования в сфере строительства могут быть представлены, прежде всего, реквизитами документов, которые выступают основанием для разработки документации. Например:

Федеральной, региональной, муниципальной или же ведомственной программы;

Нормативно-правового акта органа исполнительной власти на федеральном или региональном уровне, муниципалитета;

Решения, изданного руководством фирмы-застройщика.

В свою очередь, предполагается подготовка также исходных данных, которые необходимо получить в целях подготовки непосредственно проектной документации.

Исходные данные для подготовки проектной документации

В данном случае речь идет о формировании следующих источников:

Задания на осуществление проектирования, если документация готовится на основании соглашения;

Отчетных документов по итогам инженерных работ;

Правоустанавливающих документов, имеющих отношение к объекту по проекту капитального строительства, если речь идет о нем;

Градостроительного плана участка, который представлен для , — утвержденного, а также зарегистрированного в установленном порядке;

Документов, имеющих отношение к использованию участков, на которые юрисдикция градостроительных регламентов не может быть распространена;

Технических условий, определяемых в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и иными нормативными актами;

Документов, удостоверяющих согласование отступлений от норм, зафиксированных в технических условиях;

Документов по отклонениям от установленных предельных величин разрешенного строительства объектов, если это необходимо исходя из специфики конкретного проекта;

Актов, изданных собственником объекта, о выведении его из эксплуатации, если этого требует план реализации проекта;

Решения муниципального органа в том случае, если предполагается соответствующая санкция;

Сведений о специфике функционального назначения объекта, о структуре производства, особенностях выпускаемой продукции или сервисов — в рамках реализации проекта на промышленном предприятии;

Данных о потребностях объекта в тех или иных видах топлива, газа, воде, электричестве;

Сведений о проектной мощности, которая характеризует объект, в случае если он имеет промышленное назначение;

Данных об участках, которые предполагается использовать при реализации строительного проекта;

Сведений о том, какие будут использоваться при строительстве;

Данных о размере денежных средств, которые необходимо направить владельцам земельных участков в порядке возмещения им возможных убытков;

Данных о применении при реализации проекта различных изобретений, результатов исследований;

Обоснования имеющихся возможностей для реализации проекта в рамках отдельных этапов;

Сведений о плановых затратах, которые связаны с модернизацией инфраструктуры, расположенной в районе строительства;

Схемы расположения тех или иных проектируемых объектов, определение границ сервитутов, если это требуется при реализации проекта.

Данный перечень сведений весьма внушителен, но и его нельзя считать исчерпывающим.

Исходные данные для проектирования также могут дополняться теми, что содержатся в материалах, в которых утверждены:

Заключение о структуре химического состава грунтовых вод, грунта, концентрации загрязняющих веществ в районе проведения строительных работ;

Сведения об имеющихся, а также о проектируемых источниках водоснабжения проекта, водоохранных зонах, напоре в водопроводной сети, качестве воды, системах канализации;

Обоснование методов прокладки инфраструктуры теплоснабжения;

Данные о трубопроводах, обоснование метода соединения различных элементов инфраструктуры в рамках проекта, систем управления лифтами, сигнализацией, сетями связи, телевидения;

Данные об оформлении различных разрешений по видам, а также лимитам по топливу;

Обоснование формирования маршрутов трубопроводов, а также границ охраняемой территории.

Исходные данные по технологическим решениям

Есть и иные значимые сведения в отношении того, что нужны для реализации проекта. Так, исходные данные для проектирования могут быть дополнены сведениями, имеющими отношение к технологическим решениям в рамках реализации проекта. А именно:

Отражающими факты о производственной программе, характеристику технологий производства, требования к обеспечению функционирования хозяйственных операций, сведения об основных ресурсах, что используются для нужд предприятия;

Включающими характеристики источников поставки в компанию сырья и материалов, если в рамках проекта осуществляется строительство промышленных объектов;

Включающими обоснование показателей, а также характеристик осуществляемых на предприятии технологических процессов;

Отражающими описание типов вспомогательных типов оборудования, транспорта, а также различных механизмов.

Какие еще параметры необходимо будет указать в документации? Сбор исходных данных для проектирования также может быть осуществлен в целях формирования источников, отражающих сведения об организациях, участвующих в правоотношениях.

Исходные данные по участникам правоотношений

Так, что касается соответствующих документов, то в них должны отражаться данные:

Об определении генерального подрядчика, а также о наличии у него техники, кадровых ресурсов;

Об имеющихся у соответствующей организации технологических возможностей;

О технических условиях подключения объектов к различным инженерным сетям, инфраструктуре связи, о наличии дорог в районе строительства;

Об определении территорий осуществления различных технологических нужд производства.

Еще один в рамках которого могут потребоваться исходные данные, — те, что имеют отношение к строительной смете.

Исходные данные по строительной смете

Исходные данные проектирования здания, имеющие отношение к данным источникам, могут включать:

Базовые коэффициенты, необходимые для формирования сметы, например, временные, плановые зимние, а также накладные;

Схему доставки различных материалов до строительного объекта.

Подготовка исходных данных для проектирования может осуществляться и в иных сферах, прямо не связанных со строительством. Например, в области механической обработки. Рассмотрим то, каким образом исходные данные технологического проектирования могут быть сформированы при решении задач в данной сфере.

Исходные данные для механической обработки

Рассматриваемые сведения чаще всего фиксируются в следующих основных документах:

Чертежах, технических условиях, отражающих специфику выпуска, а также приемки изделия;

Чертежах, на которых отражаются исходные заготовки, которые имеют отношение к механической обработке;

Производственных заданиях на выпуск продукта, в котором может фиксироваться объем, а также сроки выпуска товара.

При подготовке соответствующих документов субъект правоотношений должен учитывать, прежде всего, особенности организации производства.

Так, сбор исходных данных для проектирования может предполагать рассмотрение характеристик промышленного оборудования, степени обеспеченности организации необходимыми инструментами, механизмами, кадрами. Работа специалистов, осуществляющих подготовку рассматриваемых документов, должна быть основана на положениях нормативных актов, справочников, различных руководств, классификаторов, стандартов, имеющих отношение к сфере производства, в которой предприятие осуществляет деятельность.

Отраслевая специфика определения исходных данных

Существует также отраслевая специфика формирования исходных данных. В чем она может заключаться?

Прежде всего, в необходимости следования нормам различных отраслевых нормативных актов. Так, например, есть Положение об исходных данных для проектирования, утвержденное заместителем министра промышленности РФ 30.01.2002 года. Данный источник права регулирует то, каким образом должны формироваться исходные данные в целях проектирования выпуска продукции, которая производится предприятиями в сфере химической промышленности.

При этом юрисдикция данного нормативного акта распространяется на все предприятия вне зависимости от конкретной организационно-правовой формы бизнеса. Положение об исходных данных для проектирования, утвержденное для предприятий химической промышленности, устанавливает то, каким образом должен определяться состав, порядок разработки, оформления, процесса согласования, а также утверждения соответствующих сведений.

Формирование исходных данных и нормативное регулирование

Примечательно, что отраслевой нормативный акт - Положение об исходных данных - включает нормы, в соответствии с которыми при разработке документации компетентному специалисту следует руководствоваться также положениями федеральных нормативных актов. Например, таких как Федеральный закон № 116-ФЗ, принятый 21.07.1997 года, который регулирует вопросы промышленной безопасности.

Разработка исходных данных, проектирование документов, в которых будут отражаться сведения, необходимые для реализации тех или иных проектов, должны опираться, таким образом, на положениях нормативных актов, которые могут принимаются на разных уровнях. Разумеется, в расчет могут браться не только нормативные источники на уровне федеральных законов или ведомственных правовых актов, но также и локальные нормы, отражаемые во внутрикорпоративных распорядительных документах.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 3

Москва 2010

Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти и других организаций.

Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее - Сборник), разработанный ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее существенных и распространенных вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, сбора исходных данных и исходно-разрешительной документации, осуществлении авторского надзора за строительством, а также иных вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Разъяснения, включенные в сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.

Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № , документ вида пособия не относится к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пособие не отнесено также к документам по стандартизации, которые предусмотрены для добровольного применения.

Исходя из изложенного, представляется, что пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.

Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственной регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.

Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 января 2010 года.

В Сборник включены ответы на вопросы, возникающие в связи вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Технического регламента о безопасности машин и оборудования , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 753, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590, Положения об организации и проведении государственной проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 и иных действующих в настоящее время законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере проектирования и строительства объектов капитального строительства.

I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?

Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № . Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.

Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.

Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того:

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 от 29.12.2004 № 190-ФЗ ;

Состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370;

Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № .

2 Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25 % от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?

1. Законодательно понятие «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьёй установлено:

«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика».

2. В комментариях к указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации указано: «Задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.

По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик». Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 статьи 48 , где установлено:

«Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий».

Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.

3. Наряду с понятием «исходные данные» (ИД) действует также понятие «исходно-разрешительная документация» (ИРД).

Определение понятия ИРД можно найти в подпункте «в» пункта 3 Правил особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г. Санкт-Петербурге, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 361:

«в) «исходно-разрешительная документация» - совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г. Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами».

4. Исследования показали, что состав и содержание исходных данных и исходно-разрешительной документации существенно зависят от функционального назначения объекта капитального строительства, его мощностных параметров, места размещения объекта, геологических, экологических, санитарно-эпидемиологических условий в регионе, стадии проектирования, на которой осуществляется их сбор и других аналогичных факторов.

Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»:

«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта».

5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.

Так, для получения «технических условий подключения» объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 должен в запросе указать:

«необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения»;

«планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)».

При этом для получения «технических условий для присоединения» в соответствии с пунктами 6, 8 и 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 заказчик вместе с заявлением о подключении должен приложить комплект документов, в том числе подготовленный в процессе проектирования 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», а также предоставить:

«баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;

сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;

сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;

сведения о субабонентах».

6. Выводы:

6.1 Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.

6.2 Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия «проектировщика», а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной «проектировщиком».

6.3 Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № ), в том числе не предоставил:

«отчётную документацию по результатам инженерных изысканий;

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);

иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами».

3 Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?

6 Нужна ли для проектирования линейной части наружной сети инженерного обеспечения объекта капитального строительства отдельная проектная документация на линейный объект?

Анализ установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 понятий «сети инженерно-технического обеспечения» и «точка подключения» позволяет сделать следующие выводы:

а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка проектируется в составе раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;

б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ земельного участка проектируются в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства.

7 В выдаваемых технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и коммуникациям общего пользования присутствует запись о необходимости дополнительного согласования проектной документации организациями, выдавшими технические условия. Не является ли указанная запись о дополнительном согласовании проектной документации организациями, выдавшими технические условия, нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации ?

Положением пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, установлено: «в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации». Каких-либо иных согласований проектной документации указанным Положением не установлено.

Данное положение не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ , поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что «Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации».

8 Можно ли при необходимости пропускать в пояснительной записке подразделы, не относящиеся к конкретному проектируемому объекту (например, для общественных зданий, жилья), включать другие подразделы, наименование подразделов давать согласно содержащихся в них информации?

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от16.02.2008 № (далее - Положение), законодательно установлен состав и содержание разделов проектной документации для объектов как производственного, так и непроизводственного назначения (пункт 2 Положения). При этом обязательность исполнения дополнительных требований Положения для какого-либо отдельного вида объектов указана в соответствующих подпунктах (например, для объектов производственного назначения); в остальных случаях выполнение требований Положения к текстовой и графической части разделов и подразделов проектной документации обязательно применительно ко всем объектам капитального строительства.

Поскольку требования Положения к очередности изложения текстовой части разделов проектной документации в виде обозначенных буквенно подпунктов установлены законодательно, представляется, что такой порядок следует соблюдать для всех видов зданий (в том числе для общественных и жилых зданий). Включение дополнительных разделов является оправданным, если это обусловлено для конкретных видов объектов капитального строительства документами технического регулирования (техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил) или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.

9 При проектировании установки на опасных производственных объектах сертифицированного оборудования (прокатных станов, агрегатов покрытий, машин непрерывной разливки стали и др.), в которых размещаются измерительные устройства, содержащие закрытые радионуклидные источники, в чьи обязанности входит получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию по объектам, содержащим источники ионизирующего излучения?

Статьей 30 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в редакции статьи 9 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено:

«Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, подготовленное Роспотребнадзором в соответствии с СП 2.6.1.799-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Основные правила обеспечения радиационной безопасности», является одним из исходно-разрешительных документов, копия которого (оформляется в установленном порядке) прикладывается к Пояснительной записке (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № ).

Как указано в пункте 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:...

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ».

Следовательно, получение упомянутого заключения Роспотребнадзора в порядке, установленном законодательством, является прямой обязанностью подрядчика, т.е. проектировщика, которую следует закреплять условиями договора подряда.

В случае приёмки заказчиком от проектировщика проектной документации без этого заключения, он может поручить получение данного заключения проектировщику или выполнить эту работу собственными силами.

10 Разработанная субподрядной организацией проектная документация прошла проверку генерального подрядчика на соответствие выданному заданию на проектирование с соответствующим согласованием (штамп согласования на чертежах). Необходимо ли требуемое заказчиком согласование генеральным подрядчиком расчётов принятых технических решений?

Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, а также между генеральным подрядчиком и субподрядчиками регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации «Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком».

В случае если при приёмке работ заказчиком обнаружены недостатки, тогда согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик, обнаруживший недостатки в работе при её приёмке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приёмку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении» (пункт 2); а «при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза» (пункт 5).

Как видим:

а) генеральный подрядчик несёт ответственность за качество работ, выполненных субподрядчиком;

б) согласование выполненных субподрядчиком расчётов может быть осуществлено в случае, если это согласование предусмотрено договором подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком

в) решение спорных вопросов между заказчиком и генеральным подрядчиком должно осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации путём проведения экспертизы.

11 Действует ли в связи с отменой СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и вступлением в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , разработанное ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» в 2000 году «Пособие по охране окружающей среды»?

В связи с тем, что установленные Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , состав и требования к содержанию разделов проектной документации в значительной степени повторяют положения СНиП 11-01-95 , пособия, разработанные ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» к указанным строительным нормам и правилам, вполне могут быть использованы при разработке отдельных разделов проектной документации в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.

Таким образом, «Пособие по охране окружающей среды» также может найти практическое применение при разработке раздела 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

12 Допускается ли в проектной документации выполнять технологические планировки в масштабе 1:200?

В соответствии с приказом Минрегиона России от 02.04.2009 № «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» до утверждения соответствующих национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов СПДС и ЕСКД в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Как указано в пункте 4.3 национального стандарта ГОСТ Р 21.1001-2009 «СПДС. Общие положения» (вводится в действие с 1 марта 2010 года) «Установленные стандартами СПДС общие требования, правила и условные обозначения распространяются на: ... проектную документацию объектов производственного и непроизводственного назначения и линейных объектов».

В этой связи представляется возможным на основании пункта 4.2 ГОСТ 21.401-88 «Технология производства. Основные требования к рабочим чертежам» планы и разрезы чертежей расположения оборудования и трубопроводов в проектной документации представлять в масштабе 1:200.

13 Какими документами следует руководствоваться при разработке проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?

Анализ законодательной и нормативно-технической базы в области проектирования объектов капитального строительства показывает, что единых правил подготовки проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов не существует.

В сложившихся условиях рекомендуется руководствоваться отдельными требованиями действующих нормативных технических документов, разработанных в отношении конкретных объектов, для которых консервация и ликвидация предусматривается по технологическим соображением, т.е. планируется при создании объекта, или должна осуществляться при невозможности по каким-либо причинам дальнейшей эксплуатации существующего объекта, установленными, например, в следующих документах:

На основании изложенного представляется, что проектная документация в отношении таких объектов независимо от их этажности подлежит государственной экспертизе.

19 Обязательно ли представление в составе материалов, представляемых на государственную экспертизу проектной документации сертификатов на оборудование, в частности, для химических производств?

Как указано в пункте 20 приложения 2 Перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 753, оборудование химическое, нефтегазоперерабатывающее и запасные части к нему с 21.09.2010 подлежат обязательной сертификации.

В состав Перечня включены, например, следующие основные виды оборудования, применяемого при строительстве зданий и сооружений:

1. Трубопроводы, оборудование вспомогательное энергетическое

2. Оборудование для освещения вентиляции и пылеподавления

3. Краны мостовые электрические общего назначения

4. Краны козловые и полукозловые электрические

5. Конвейеры ленточные стационарные (включая катучие), скребковые, звеньевые и прочие

6. Тали электрические канатные

7. Комплектные устройства для управления и защиты специализированные разные

8. Электротранспорт производственный напольный безрельсовый, электрооборудование и приспособления к нему

9. Оборудование насосное (насосы, агрегаты и установки насосные)

10. Оборудование криогенное, компрессорное, холодильное, автогенное, газоочистное, насосы вакуумные

11. Компрессоры (воздушные и газовые приводные)

12. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее

13. Комплектные технологические линии, установки и агрегаты

14. Оборудование нефтепромысловое, буровое геологоразведочное и запасные части к нему

15. Оборудование технологическое и аппаратура для нанесения лакокрасочных покрытий на изделия машиностроения

16. Оборудование нефтегазоперерабатывающее специальное

17. Арматура промышленная трубопроводная

18. Оборудование сварочное механическое и вспомогательное

19. Модули гибкие производственные различного технологического назначения

20. Фрезы, резцы, пилы дисковые, инструмент слесарно-монтажный, фрезы насадные, инструмент из природных алмазов, инструмент из синтетических алмазов, инструмент из синтетических сверхтвердых материалов на основе нитрида бора (инструмент из эльбора), инструмент абразивный, материалы абразивные

21. Комплексы и машины вычислительные электромеханические и механические

22. Гидроприводы и гидроавтоматика

23. Пневмоприводы и пневмоавтоматика

24. Редукторы зубчатые общего назначения

25. Цепи приводные, тяговые и грузовые пластинчатые

26. Прицепы для грузовых и легковых автомобилей, прицепы и полуприцепы тракторные, цистерны на прицепах и полуприцепах, вагоны-дома, прицепы со специализированными кузовами и специальные тяжеловозные прицепы и полуприцепы

27. Автопогрузчики

28. Экскаваторы одноковшовые с ковшом ёмкостью от 0,25 до 2,5 м 3 и многоковшовые

29. Бульдозеры, в том числе с рыхлителями

30. Машины планировочные подготовительные

31. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов

32. Катки дорожные и машины уплотняющие

33. Оборудование для приготовления строительных смесей

34. Машины бурильно-крановые

35. Оборудование бурильное, сваебойное, копровое

36. Машины строительно-отделочные, инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный

37. Оборудование подъёмно-транспортное строительное

38. Дробилки

39. Оборудование дробильно-размольное и сортировочное

40. Машины для городского коммунального хозяйства

41. Вентиляторы общего назначения

42. Кондиционеры промышленного общего назначения

43. Оборудование кондиционеров

44. Водоподогреватели и др.

Данный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (см. пункт 1 технического регламента).

Следовательно, в состав материалов, представляемых на государственную экспертизу, должны представляться сертификаты на оборудование, включенное в указанный Перечень.

20 Подлежит ли экспертизе промышленной безопасности проектная документация на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?

Причинами консервации строящегося объекта капитального строительства, в том числе и опасного производственного объекта, могут стать:

Невозможность завершения строительства из-за отсутствия достаточного финансирования, непредвиденного изменения экономической ситуации в районе строительства и т.д.

Технологическая необходимость когда, например, требуется консервация отдельных, законченных строительством объектов, эксплуатация которых предусмотрена для последующих периодов функционирования объекта.

Консервация существующего объекта практикуется при невозможности его дальнейшей эксплуатации, в частности, в силу нерентабельности, морального и физического износа технологического оборудования, предписаний органов государственного контроля и надзора о прекращении работы предприятия, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация объекта обусловлена в большинстве случаев или технологической необходимостью, как это имеет место в отношении объектов, связанных с пользованием недрами, когда их консервация и ликвидация предусматривается на этапе создания, или необходимостью сноса (демонтажа) существующих объектов при планировании строительства на их месте новых объектов капитального строительства.

Таким образом, проектная документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в зависимости от функционального назначения и условий его строительства или эксплуатации может разрабатываться как для строящегося объекта, так и уже существующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом». Согласно пункту 1 статьи 13 указанного закона проектная документация на консервацию и ликвидацию построенного опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вместе с тем в Положении содержатся отдельные технические требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта капитального строительства, например: к конструктивным и объёмно-планировочным решениям объектов капитального строительства, (подпункт «е» пункта 14); по определению численности и охране труда работников, занятых в производстве (подпункты «и» и «к» пункта 22); по обоснованию потребности в эксплуатационном персонале, занятом в производственном процессе, при разработке технологических и конструктивных решений линейного объекта в части искусственных сооружений для железных дорог (подпункт «р» пункта 36), а также нормативные положения по составлению сводного сметного расчета стоимости строительства с распределением средств по отдельным главам, в том числе по главе 11 «Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства» (пункт 31). При этом, согласно пункту 4.88 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (Согласно письму Минюста России от 10.03.2004 № 07/2699-ЮД настоящие МДС 81-35.2004 не нуждаются в государственной регистрации), в главу 11 сводного сметного расчета включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчётами исходя из «количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами», т.е. кадров, связанных с производственной деятельностью.

В связи с изложенным при решении вопросов, касающихся эксплуатации существующих предприятий и с подготовкой документации по планировке территорий, применение указанного Положения представляется неправомерным и ссылки на него нелегитимными.

IV АВТОРСКИЙ НАДЗОР

22 Входят ли работы, выполняемые в объеме СП 11-110- 99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» в состав работ по строительному контролю, либо это самостоятельная работа и если авторский надзор не является частью строительного контроля, то как должны определяться затраты на подписание актов освидетельствования?

Определение понятия «техническая документация» также законодательно не установлено, лишь Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования» (пункт 1 статьи 743).

В этой связи представляется, что детализация отдельных разделов проектной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства, установленная Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , может осуществляться с учётом положений МДС 13-1.99 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (принята постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79), МДС 13-14.2000 и других действующих в настоящее время нормативно-методических документов по данной проблеме.

30 Необходимо ли строительство пожарного депо при сортировочной горке на железнодорожной станции, если существующее пожарное депо находится от объекта строительства на расстоянии свыше 5 км?

В настоящее время введены новые требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах.

Согласно статье 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

«1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

Наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар, т.е. максимально допустимое расстояние, может быть определено по методике, установленной СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181).

Если в результате проведенных расчётов по установленной методике окажется, что достижение законодательных требований, предъявляемых к дислокации подразделений пожарной охраны в районе расположения сортировочной горки при существующем пожарном депо без создания нового пожарного депо является невозможным, то необходимость его строительства представляется неизбежной.

31 Какими документами надлежит пользоваться для расчёта численности эксплуатационного персонала для объектов капитального строительства, вновь вводимых в эксплуатацию?

Расчёт численности эксплуатационного персонала для существующих зданий и сооружений осуществляется на основе нормативов численности (см., например, статьи 160 ¸ 162 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ , «Правила разработки и утверждения типовых норм труда», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804) с учётом планируемых объёмов работ, норм времени на выполнение единицы объёма работ, периодичности выполняемых работ, коэффициента планируемых невыходов и т.д.

При расчёте численности эксплуатационного персонала, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями и рекомендациями действующих в настоящее время документов федеральных органов исполнительной власти, например:

- МДК 2-02.01 «Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда», утв. приказом Госстроя России от 09.12.99 № 139;

- МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. приказом Госстроя России от 30.12.99 № 168;

- «Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства », утв. приказом Госстроя России от 22.03.99 № 66.