Система налогового права. Правовые институты Общей и Особенной частей. Налоговое право Налоговое право включает в себя

1 Система налогового права. Налоговое право как отрасль права вхо­дит в единую систему российского права и, в свою очередь, является систе­мой более низкого уровня, т:е. сама представляет собой систему последова­тельно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и метод такого регулирования.

Как и нормы большинства отраслей российского права, нормы налого­вого права группируются в две части - общую и особенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавли­вающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников налоговых право­отношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязан­ности по уплате налога, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, устанавливает порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты субъектов налогового права.

Особенная часть налогового права включает в себя н ормы, регули­рующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются вторую (Осо­бенную) часть Налогового кодекса.

2. Место налогового права .В настоящее время налоговое право выделяется и обосновывается на­ми в качестве самостоятельной отрасли российского права в силу наличия взаимосвязанной системы нижеследующих объективных обстоятельств:

1} наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обу­ словленное спецификой регулируемых данной отраслью общественных от­ношений. Общеизвестно, что предмет правового регулирования выступает первым в ряду критериев разграничения единого российского права на от­дельные отрасли.. предмет нало­гового права составляют общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения в процессе функционирования налоговой системы РФ. (в частности, сферы государственных, имущественных и властно-распорядительных отношений),

2) наличие государственной и общественной потребности в самостоя­ тельном правовом регулировании налоговой системы и налогообложения, обусловленное совокупностью следующих необходимостей:

Особой значимостью налоговой системы для успешного осуществле­ния экономических реформ;важностью налоговой системы для обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности страны; - значением эффективного правового регулирования налогообложе­ния для финансовой достаточности-- необходимостью наличия специального, не зависимого от субъектив­ных и сиюминутных обстоятельств правового механизма;- необходимостью формирования эффективного правового механиз­ма управления налоговым бременем и распределением публичных (государ­ственных и муниципальных) расходов между фискально обязанными лицами (ст. 8 НК РФ) и т.д.

3) наличие собственного (особого) метода правового регулирования

4)наличие особых (специальных) источников права. Указанный крите­рий также выделяется на соврем этапе развития российского права в качестве важного критерия выд отраслей права.

5)конституционное и (или) законодательное закрепление принципов отрасли права и наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий

3. Принципы НП: Виды принципов налогового права. Как и принципы других отрас­лей права, принципы налогового права могут быть разделены на два вида: социально-правовые (- законность, правопорядок и т.д.) и специально-правовые принципы.

Принцип законности налогообложений. Налоговый кодекс также указы­вает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установлен­ные налоги и сборы (п. 1 ст. 3).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. является конституционным и закреплен в статье 57 Конституции, согласно которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, преду­смотренные Конституцией.

Принцип справедливости налогообложения : «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституци­ей РФ принцип равенства требует фактической способ­ности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и со­размерности. «... при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости». То есть налоги должны быть справедливыми.

Принцип взимания налогов в публичных целях. предполагает поиск баланса интересов отдель­ных лиц - налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотно­шений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплатель­щиков, но и других членов общества» .

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом

Принцип экономического основания налогов (сборов). Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налого­плательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не быть произвольными.

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Принцип определенности налоговой обязанности акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы

таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип единства экономического пространства Российской
Федерации и единства налоговой политики

4.,6 Источники 1. Конституция2. Нормы межд-го права и межд-ые договоры РФ3. Специальное налоговое зак-во:а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодатель­ство о налогах и сборах), включающее:Налоговый кодекс;иные федеральные законы о налогах и сборах;б) региональное законодательство о налогах и сборах:законы субъектов РФ;иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые зако­нодательными (представительными) органами субъектов Федерации;в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые предста­вительными органами местного самоуправления.4 .Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, со­
держащие нормы налогового права).5Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанны с налогообложением и сборами:а) акты органов общей компетенции:указы Президента; постановления Правительства; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов Федерации;подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами мест­ного самоуправления; б) акты органов специальной компетенции:- ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопро­сам, связанным с налогообложением и сборами, органов специальной ком­петенции, издание-которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом.6. Решения Конституционного Суда.

5.Нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

7. Предметом налогового права в совокупности выступают:

1)властные отношения по установлению, введению и взиманию нало­гов и сборов;

2)правовые отношения, возникающие в процессе исполнения соответ­ствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

3)правовые отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

4)правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и закон­ных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

Налоговое право как элемент отечественной правовой системы

Многообразие и сложность непрерывно складывающихся в обществе правовых отношений, обуславливает непрерывную трансформацию элементов правовой системы любого современного государства. Одним из таких относительно новых элементов соответствующей системы может быть признано налоговое право.

При этом налоговое право характеризуется наличием непрерывных продолжительных споров о правовой природе и действительном юридическом содержании соответствующей сферы права. Ряд исследователей указывает на то, что современные признаки налогового права не позволяют выделять его в качестве самостоятельной правовой отрасли, относя налоговое право к институту или подотрасли финансового.

Другая группа ученых, напротив, мотивируя свою точку зрения исключительной важностью эффективного функционирования налоговой системы РФ, наличием ряда особенностей и возможностью выделения собственного предмета и метода правового регулирования, высказывает тезис о необходимости признания налогового права самостоятельной правовой отраслью.

При этом общепризнанной в научной среде точкой зрения выступает мнение о наличии собственной системы налогового права, существование которой не оспаривается ни одной из сторон. Построение соответствующей системы обусловлено с одной стороны структурой действующего законодательства о налогах и сборах, а с другой – потребностями правоприменительной деятельности в соответствующей сфере, которые обуславливают формирование отдельных предписаний и целых юридических институтов в сфере налогового права, определяя, тем самым их место и роль в процессе формирования государственных и муниципальных денежных ресурсов.

Замечание 1

Таким образом, необходимо отметить то, что все налогово-правовые нормы находятся между собой в тесной взаимосвязи, в результате чего образуется целостная самостоятельная система, отличающаяся определенным внутренним содержанием, особенности которого будут рассмотрены далее.

Система налогового права

Как было отмечено ранее, важнейшей характеристикой налогового права выступает его система, которую в современной юридической литературе предлагается определять следующим образом:

Определение 1

Система налогового права – это самостоятельно организованное внутреннее строение норм налогового права, система которых складывается посредством последовательного расположения взаимосвязанных правовых норм, отличающихся единство целей, задач, а также предмета, метода и принципов правового регулирования налогового права.

При этом для характеристики системы налогового права предлагается ряд признаков, уяснение содержание которых способствует пониманию рассматриваемой системы. В числе таких признаков называют:

  • Единство и дифференциация элементов системы налогового права. Содержание данного признак заключается в том, что, с одной стороны, нормы налогового права применяются для достижения единых целей, связанных с материальным обеспечением функционирования государства и его отдельных элементов, а с другой – разнообразие существующих в соответствующей сфере общественных отношений обуславливает наличие различных по содержанию юридических предписаний.
  • Взаимодействие и согласованность элементов системы налогового права. Данный признак тесно связан с вышеназванным и выражается в том, что эффективное функционирование любой системы, в том числе системы права и законодательства, возможно только в условиях внутренней согласованности и непротиворечивости всех составляющих ее элементов;
  • Объективность, как признак системы налогового права означается то, что в основе ее построения и функционирования лежит необходимость обеспечения объективных государственно-властных и общественных потребностей.
  • и т.д.

Элементы системы налогового права

В структуре рассматриваемой системы налогового права, понятие и признаки которой были рассмотрены выше, традиционно выделяется два основных структурных элемента – общая и особенная части налогового права, содержание каждого из которых представлено соответствующей совокупность налогово-правовых норм и институтов.

Так, общая часть налогового права, как первый структурный элемент его системы представлена нормами устанавливающими:

  • Основные принципы, формы и методы правового регулирования в области налоговых правоотношений;
  • Состав системы налогов и сборов, установленных в Российской Федерации;
  • Общие условия установления и введения налогов и сборов;
  • Правовой статус участников налоговых правоотношений, в том числе органов Федеральной налоговой службы;
  • Формы и методы налогового контроля и т.д.

При этом необходимо отметить, что основной особенностью элементов общей части налогового права выступает то, что соответствующие юридические предписания «пронизывают» всю систему налогового права и подлежат применению, в том числе в процессе реализации элементов части особенной.

Второй элемент системы налогового права – особенную часть образуют те юридические нормы, которые направлены на регулирование вопросов, связанных с установлением и взиманием отдельных видов налогов и сборов, в том числе нормы, устанавливающие порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и специальные налоговые режимы. Совокупность элементов, составляющих особенную часть налогового права в настоящее время сосредоточены во второй части Налогового кодекса РФ, а также в иных нормативно-правовых актах, выступающих некодифицированными источниками налогового права.

Замечание 2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся совокупность налогово-правовых норм, закрепленных Налоговым кодексом РФ и иными источниками налогового права, представляет собой единую систему, отличающуюся собственными внутренними закономерностями построения и реализации. При этом выстроенная система налогового права, основанная на реально складывающихся налоговых правоотношениях, способствует укреплению законности и выполнению возложенных на налоговое право функций.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО - система финансово-правовых норм (общественных правил поведения), регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, ведении и взимании налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое право является частью финансового права.

Налоговое право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть налогового права распространяется на все виды налогов и включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения. Первая часть НК систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране.

Нормы НК РФ устанавливают систему налогов, взимаемых в бюджет, определяют основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения, регулируют права и обязанности участников налоговых отношений, закрепляют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность в налоговой сфере.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных налогов и сборов. Вторая часть НК отражает порядок и условия взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).

Предмет налогового права - отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и внебюджетные целевые фонды. Метод налогового права - совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения.

Метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета.

В налоговом праве иногда допускается использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного налогоплательщика, который имеет возможность в определенной степени формировать свою налоговую политику.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права.

Основными источниками налогового права выступают:

1) Конституция РФ;

2) законы;

3) Указы Президента и Постановления Правительства РФ;

4) межведомственные и ведомственные нормативные документы;

5) международно-правовые договоры. Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, образует систему налогового законодательства. Центральное место в системе налогового законодательства занимает НК РФ.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 310.

Вопрос о месте налогового права в отечественной системе права в настоящее время является дискуссионным. Определение места налогового права в системе российского права - это не только теоретическая проблема. Она имеет большое практическое значение, так как от правильного ее разрешения зависит полнота правового регулирования налогообложения, его законность и справедливость, защита прав и законных интересов налогоплательщиков, а это фактически все трудоспособное население страны.

Некоторые авторы выделяют налоговое право в самостоятельную отрасль права, основываясь на обособленности предмета и метода правового регулирования. Такой точки зрения придерживаются такие авторы, как Петрова Г., Пепеляев С.Г., Юткина Т.Ф., Черник Д.Г. Свою позицию указанные авторы аргументируют следующим образом. Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права - это явление объективное, только объективная необходимость предрешает выделение отрасли права, а законодатель лишь осознает и оформляет эту потребность. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:

  1. степень своеобразия тех или иных отношений;
  2. их удельный вес;
  3. невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
  4. необходимость применения особого метода регулирования.

Налоговые отношения своеобразны, их удельный вес в системе финансового права достаточно велик. В настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов во главе с НК РФ.

Кроме того, налоговое право имеет свой метод правового регулирования. Как видим, налоговое право отвечает всем указанным выше требованиям, поэтому оно является самостоятельной отраслью отечественного права.

Таким образом, продолжают указанные авторы, можно дать определение налогового права. Налоговое право - это совокупность правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения , т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных общественных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Противоположной точки зрения по поводу места налогового права в российской правовой системе придерживаются такие авторы, как Воронова П., Химичева Н., Вельский К., которые, рассматривая налоговое право в качестве финансово-правого института, включают его в раздел финансового права, посвященный регулированию государственных доходов.

К. Вельский отмечает, что нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленной частью финансового права.

Конечно, утверждают эти авторы, налоговое право на сегодняшний день имеет довольно высокий уровень обособленности, что дает основание говорить о формировании самостоятельной отрасли российской правовой системы. Институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.

Однако говорить о том, что налоговое право - это самостоятельная отрасль права, еще рано, так как отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового. Можно заключить, что отношения в сфере налогообложения - это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений.

Из всего вышесказанного, продолжают свое размышление указанные авторы, можно сделать вывод, что налоговое право - подотрасль финансового права со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения).

Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.

  • Раздел I. Общие положения (состоит из 2 глав и 18 статей).
  • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).
  • Раздел III. Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и 8 статей).
  • Раздел VI. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42 статей).
  • Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей). Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31 статьи).
  • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2 глав и 6 статей).

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

Налоговое право РФ является подотраслью финансового права , имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств. Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, УСН, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции). Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями.


4. Понятие и виды налоговых правоотношений, их субъекты, объект, содержание

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений:

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

Отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

Отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые правоотношения - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, носящих властно-имущественный характер.

Субъект налогового правоотношения - лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж, размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ:

Реализация товаров (работ, услуг). Устанавливается ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

Имущество. Устанавливается ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также ст. 2 Закона № 2003-1 в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

Прибыль. Устанавливается ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

Доход. Устанавливается ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Большинство налоговых правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Если правоотношения в других отраслях права в основном возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве - на основании прямого предписания закона.
5. Характеристика субъектов налоговых правоотношений

НК РФ ст. 9:

1. налогоплательщики или плательщики сборов (организации и ФЛ);

2. налоговые агенты (организации и ФЛ);

3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью НПА о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов МСУ.

Организации

ФЛ

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Сборщикам налогов и сборов являются гос. органы, органы МСУ, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, ФЗ и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и НПА представительных органов МСУ.

6. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

7. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.


Взаимозависимые лица

Согласно п.1 ст. 105.1 НК РФ для целей налогообложения лица признаются взаимозависимым в случаях, когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние - на условия сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) результаты сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц).

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые однозначно признаются взаимозависимыми:

– ФЛ и его родственники:

Супруг (супруга),

Родители (в том числе усыновители);

Дети (в том числе усыновленные);

Полнородные и неполнородные братья и сестры;

Опекун (попечитель) и подопечный.

Взаимозависимыми для целей налогообложения являются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) ФЛ и организация в случае, если такое ФЛ прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе ФЛ совместно с его родственниками), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его родственниками);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же ФЛ совместно с родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) ФЛ в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) ФЛ в случае, если одно ФЛ подчиняется другому ФЛ по должностному положению.