Народный комиссариат. Совет народных комиссаров ссср преобразован в совет министров Наркоматы переименованы в министерства год

Годах - центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства ; аналог министерства . Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство - Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Число наркоматов изменялось в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счёт разделения существующих и образования новых.

Первые народные комиссариаты были созданы « », принятым 2-м съездом Советов 27 октября (9 ноября) 1917 года . Декретом устанавливалось:

Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский Съезд Советов и его исполнительный орган - ВЦИК .

Тем же декретом был сформирован первый состав Совнаркома , в том числе определён список наркоматов:

При установлении советской власти в других советских республиках на территории бывшей Российской Империи создавались аналогичные комиссариаты.

Совет Народных Комиссаров принял 18 ноября (1 декабря) 1917 г. по предложению Ленина постановление «О размерах вознаграждения народных комиссаров и высших служащих и чиновников» (опубликовано 23 ноября (6 декабря) 1917 г. в № 16 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства»). Согласно постановлению, оплата труда народных комиссаров составляла 500 руб. плюс 100 руб. за каждого нетрудоспособного члена семьи, что примерно равнялось среднему заработку рабочего .

С небольшими изменениями и дополнениями такой же перечень наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 года , принятой 5-м Всероссийским съездом Советов .

Статья 11 Конституции РСФСР 1918 года предусматривала возможность для «областей, отличающихся особым бытом и национальным составом », создавать автономные области с образованием в них своих областных Съездов Советов и их исполнительных органов, то есть совнаркомов. Так, в Киргизской АССР , образованной в 1926 году в составе РСФСР, в 1929 году была принята Конституция, гласящая:

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике учреждаются Народные Комиссариаты: 1) Внутренних Дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения, 5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Финансов, 8) Труда, 9) Рабоче-Дехканской (Крестьянской) Инспекции, 10) Торговли и 11) Центральный Совет Народного Хозяйства, из коих шесть первых являются необъединенными (автономными), а пять последних объединенными с соответствующими Народными Комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляющими директивы последних, подчиняясь Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

Заведыванне отдельными отраслями управления страною возлагается на особые отделы Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов - Народные Комиссариаты во главе с Заведывающими, избираемыми Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Число, предметы ведомства отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Поскольку при образовании СССР союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий вновь образованному государству, в ведении их осталась лишь часть вопросов управления. В

первым советским правительством был (о) и получил лучший ответ

Ответ от Миюн Тян[гуру]
Первое советское правительство было создано 27 октября (9 ноября) 1917 года. По предложению Льва Троцкого, одобренного Владимиром Лениным, прежние министерства были заменены на народные комиссариаты. Первый комиссариат состоял из наркоматов - иностранных дел, финансов, почт и телеграфов, по военным и морским делам, по делам национальностей, внутренних дел, земледелия, труда, торговли и промышленности, народного просвещения, юстиции и продовольствия.
Реорганизации аппарата управления начались уже в первые месяцы существования новой власти. В 1918 году вместо коллегии по управлению военными и морскими делами был образован единый наркомат по военным и морским делам. В 1921 году он был разделен на наркоматы по военным и по морским делам, в 1923 году вновь слит в единый наркомат по военным и морским делам, в 1934 году преобразован в наркомат обороны, из которого в 1937 году был выделен наркомат военно-морского флота. В 1946 году оба наркомата были вновь объединены в Министерство вооруженных сил. В 1950 году последнее опять было разделено на Военное министерство и Военно-морское министерство. В 1952 года они оба снова были слиты в Министерство обороны, благополучно просуществовавшее до распада СССР в 1991 году.
В конце 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1922 году она была преобразована в Главное политическое управление при НКВД РСФСР, а в 1923 году в Объединенное государственное политическое управление при Совнаркоме СССР. В 1934 году ОГПУ было преобразовано в Народный комиссариат внутренних дел СССР. В 1941 году, накануне Великой Отечественной войны, из НКВД был выделен Народный комиссариат государственной безопасности. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, НКГБ опять был слит с НКВД, но в 1943 году их вновь разъединили. В 1946 году НКГБ стал МГБ, а НКВД – МВД. В 1953 году, после смерти Сталина, МВД поглотило МГБ, но в 1954 году из МВД был выделен Комитет государственной безопасности. В 1960 году МВД СССР было упразднено и заменено республиканскими МВД, вскоре переименованными в Министерства охраны общественного порядка, а в 1966 году вновь объединенными в союзное Министерство охраны общественного порядка. В 1967 году его вновь переименовали в МВД СССР.
В 1923 году был образован Высший совет народного хозяйства СССР. В 1932 году ВСНХ был разделен на наркоматы легкой промышленности, лесной промышленности и тяжелой промышленности. В 1931 году была образована Государственная плановая комиссия при Совнаркоме. В 1936 году был образован всесоюзный Наркомат юстиции. В 1923 году был создан Народный комиссариат труда, упраздненный в 1932 году. Его функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. В 1946 году на базе Главного управления трудовых резервов при Совмине и Комитета по учету и распределению рабочей силы создали Министерство трудовых резервов. В 1953 году после смерти Сталина Министерство труда вместе с министерствами кинематографии, высшего образования, Комитетом по делам искусств, Комитетом по делам радиоинформации и Главным управлением полиграфической промышленности были объединены в Министерство культуры.
В 1948 году был образован Государственный комитет Совмина по внедрению передовой техники в народное хозяйство. Но уже в 1951 году его ликвидировали. В 1922 году было создано Центральное статистическое управление, в 1926 году получившее права Наркомата, а с 1948 года функционировавшее при Совете министров на правах комитета. При этом в 1931-1948 году ЦСУ являлось Экономико-статистическим сектором Госплана.

Во-первых, в 1946 году Совнарком был переименован в Совет Министров.

Официальное объяснение – потому, что название органа больше не отражает существа его работ. В общем, никак не объяснили.

Ещё одно официальное – поскольку в первые годы советской власти комиссары не только центральные работники, но и некоторые местные деятели. Чтобы не возникло путаницы. Чтобы разделить ведомства, пришли к традиционному пониманию – не народный комиссар, а министр, не Совет Народных Комиссаров, а Совет Министров.

Есть ещё одно объяснение, неофициальное. Во время создания Конституции 1936 года говорили, что это обычная парламентская модель, которая свойственна любому государству, со своим парламентом и правительством, в котором традиционно работают министры. То есть происходит отказ от революционной фразеологии.

Теперь СНК утратил свою революционную окраску, и называем мы его по-старорежимному – Совет Министров.

Не очень понятно, это с одной стороны, разукрупнение, и в то же время укрепление министерств. В 1940 году, когда в последний раз меняли статьи Конституции, касающиеся перечня народных комиссариатов, количество общесоюзных – около 24 наркоматов, в 1947 г. – 36 министерств. Например, разделили Наркомат Нефтяной Промышленности – Наркомат нефтяной промышленности восточных районов и Наркомат нефтяной промышленности западных районов. То же самое с Наркоматом угольной промышленности (восточных районов + южных и западных районов).

С другой стороны упраздняются некоторые наркоматы. Еще до преобразования наркоматов в министерства в 1946 году:

§ Упраздняется Наркомат ВМФ.

§ Наркомат обороны переименовывается в Наркомат вооруженных сил. С этого момента он так и существует. Объединяет руководство флотом и сухопутными силами.

Последние изменения, которые были подготовлены в начале 1953 года, ещё до смерти Сталина, и которые были введены в действие уже после его смерти в марте 1953 г., говорят о сокращении центральных ведомств. Когда внесли в марте изменения в Конституцию 1936 года, у нас было только 12 общесоюзных министерств. То есть сократили в 3 раза.

Шел процесс таким образом сначала на разукрупнение, на увеличение количества, так шел и обратный процесс. Их стало даже меньше, чем в 1940 году.

Перепрофилирование. Многие наркоматы военного профиля после войны были перепрофилированы в министерства профиля мирного. Наркомат Миномётного вооружения, Наркомат Танковой промышленности, Наркомат Боеприпасов – все эти комиссариаты, то бишь министерства, преобразуются в Машиностроительный наркомат – Тяжелого машиностроения, Транспортного машиностроения, Сельскохозяйственного машиностроения.

Вооруженные силы

Изменение центрального управления. Ликвидация двух наркоматов и создание и одного.

Демобилизация. Сначала – старшие возраста, затем – далее по очереди. Скажем, студенты – первая очередь, а кандидаты наук – вторая. Призывают сначала первую, затем далее. А по демобилизации порядок обратный: сначала демобилизуют вторую и третью очереди, а потом первую.

При демобилизации были приняты меры по трудоустройству демобилизованных солдат. Мы сталкиваемся с очень большой проблемой – преступность в шинелях. Если вы бывшего солдата или офицера не демобилизуете... Характер не поменялся у людей, война психику калечит. Если какой-то хлопок, значит будут убивать – это рефлекс.

Если ты привык добывать то, что нужно, с оружием в руках…

К тому же во время войны они обеспечены по минимуму хоть всем необходимым, то теперь нужно их трудоустроить. А если их не демобилизовать и не трудоустроить, они повадки военные не забудут. Они могут дальше повоевать.

Если демобилизованный был инвалид, нетрудоспособный, и заботиться о нем было некому, еще по закону 1943 года он подлежал принудительному помещению в специальный санаторий. Нищенство людей в погонах и орденах не красит город. Если не на что жить, о них заботится государство. Санатории не в самых престижных районах, но это санатории, не лагеря. Это маргинальный элемент. Поместить туда, где не будет заниматься противоправной деятельностью

К тому же прокормить лишнего человека – инвалида войны – тяжкое дело.

После войны не прекращают работу военные трибуналы. После войны были осуждены многие военные преступники: те, что были выданы Советской власти из-за рубежа. По приговору военного трибунала были казнены бывшие казачьи атаманы, Краснов, скажем.

Правоохранительные органы

Перепрофилированы транспортные трибуналы. До войны – специализированные транспортные суды, которые стали трибуналами в ходе войны для ускоренного судопроизводства. После войны такая надобность отпала и военные железнодорожные трибуналы, военные водно-транспортные трибуналы опять получили название линейных транспортных судов.

Прокуратура

В 1947 году Прокурор СССР стал называться Генеральным Прокурором СССР.

Обычные народные суды

После войны прошли первые выборы в народный суд. До войны реализовать эту меру не успели. После войны это стало возможным. Выборы в народные судьи представляли собой сложную кампанию:

Подготовка кандидатов в народные судьи. Сформировать контингент, который будет представлен для выборов. Здесь были проблемы. Многие юридические школы в годы войны были закрыты – оккупация, университеты городов Киев, Харьков и т.д. работать не могли. Количество юристов – не более 10 000 выпускников в год по всему СССР. В этом отношении некого было избирать.

Поэтому многие бывшие фронтовики прошли ускоренные курсы и были представлены в качестве кандидатов в народные судьи.

На сколько избирали? Согласно Конституции и Началам судоустройства 1938 года избирали на три года. До 1936 года избирали лишь на год. Три года – больше ответственности и больше возможностей. Он не временщик, он довольно крепко сидит, успеет войти в курс дела.

Выборы прошли, судьи были выборными, после окончания ВОВ перевыборы производили регулярно.


Похожая информация.


НАРÓДНЫЕ КОМИССАРИÁТЫ И МИНИСТÉРСТВА В СССР – центральные отраслевые органы гос. управления Союза ССР, сов. союзных и авт. республик. Наименование Народные комиссариаты было введено в дни Οкт. революции 1917, когда происходила коренная ломка старого гос. аппарата и начали устанавливаться новые, сов. формы государственности. Наркоматы были впервые образованы по декрету "Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов" [Петроград, 25–27 окт. (7–9 нояб.) 1917] о создании Временного рабочего и крестьянского пр-ва. Съезд сформировал для управления страной "Совет Народных Комиссаров" (СНК) во главе с В. И. Лениным. Руководство отдельными отраслями гос. жизни было поручено комиссиям во главе с наркомами – членами СНК; эти комиссии и явились первыми наркоматами. УССР, БССР и др. независимые братские сов. республики при своем образовании, используя опыт РСФСР, учреждали у себя в качестве центр. отраслевых органов управления наркоматы. С образованием авт. республик здесь также создавались наркоматы. С объединением сов. республик в единое союзное гос-во – Союз ССР (дек. 1922) и созданием общесоюзного пр-ва наркоматы СССР и союзных республик, согласно Конституции 1924, были разделены на общесоюзные, объединенные и республиканские (необъединенные). С нек-рым изменением (вместо объединенных – союзно- республиканские) это деление закрепилось в сов. гос. праве и вошло в Конституцию СССР 1936. Законом, принятым Верх. Советом СССР 15 марта 1946, наркоматы СССР были преобразованы в министерства. Соответствующие преобразования были проведены и в союзных и авт. республиках. Общесоюзны е министерства (до 1946 – наркоматы) руководят порученными им отраслями гос. управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы. Союзно-республикански е министерства Союза ССР руководят, как правило, через одноименные министерства союзных республик. Министерства союзных республик делятся на союзно-республикански е (подчиняются Совету Министров республики и соответствующему министерству в союзном центре) и республикански е (подчиняются непосредственно Совету Министров республики). Перечень министерств союзной республики устанавливается каждой республикой в соответствии с Конституцией СССР и учетом особенностей данной республики.

Образование и упразднение существующих министерств производится: в отношении министерств Союза ССР – указами Президиума Верх. Совета СССР с последующим утверждением их Верх. Советом, в отношении министерств союзных и авт. республик – указами Президиумов Верх. Советов этих республик в том же порядке. Министерства, как и предшествовавшие им наркоматы, строятся и действуют на принципах, общих для всего социалистич. гос. аппарата, неразрывной частью к-рого они являются (теснейшая связь и подконтрольность нар. массам, демократич. централизм, равноправие национальностей в управлении, сочетание коллективности и единоначалия в работе и т. д.). Они – активные проводники политики Коммунистич. партии, составляющей жизненную основу сов. строя.

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т ) - в Советском государстве (в РСФСР, и других советских республиках, в СССР) в 1917-1946 годах - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства или отдельной отраслью народного хозяйства. Во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство - Совет Народных Комиссаров.

Народные комиссариаты были созданы 2-м съездом Советов в октябре 1917 года на базе министерств и главных управлений Временного правительства. В 1946 народные комиссариаты были преобразованы в министерства.

Декретом об учреждении СНК от 26октября (8 ноября) 1917 года были сформированы следующие народные комиссариаты:

  • народный комиссариат по внутренним делам (НКВД);
  • народный комиссариат земледелия;
  • народный комиссариат труда;
  • народный комиссариат по военным и морским делам;
  • народный комиссариат по делам торговли и промышленности;
  • народный комиссариат просвещения;
  • народный комиссариат финансов;
  • народный комиссариат по иностранным делам;
  • народный комиссариат юстиции;
  • народный комиссариат по делам продовольствия;
  • народный комиссариат почт и телеграфов;
  • народный комиссариат по делам национальностей;
  • народный комиссариат по железнодорожным делам.

Позднее, декретом ВЦИК от 2 (15) декабря 1917 был учреждён Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), в 1932 году преобразованный в три наркомата:

  • народный комиссариат тяжёлой промышленности;
  • народный комиссариат лёгкой промышленности;
  • народный комиссариат лесной промышленности.

С 1936 по 1939 год количество отраслевых наркоматов увеличилось с 6 до 24.

Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (СНК , Совнарко́м ) - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Функции Совета народных комиссаров

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Однако, затем, после образовании СССР функции СНК РСФСР и СНК СССР были чётко распределены. Согласно Конституции СССР от 31.01.1924 СНК СССР издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР (ст.38), рассматривает законодательные акты СНК союзных республик, подотчётен ЦИК СССР (ст. 39-40).

Согласно Конституции, СНК образуется для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, действует на основе Положений о народных комиссариатах, которые утверждает ЦИК СССР.

Создаются, в свою очередь, общесоюзные народные комиссариаты - единые для СССР:

  • по иностранным делам
  • по военным и морским делам
  • внешней торговли
  • путей сообщения
  • почт и телеграфов

и объединенные народные комиссариаты СССР:

  • высший совет народного хозяйства
  • продовольствия
  • труда
  • финансов
  • рабоче - крестьянской инспекции (Рабкрин, в прессе именовались как РКИ)

Органами объединенных народных комиссариатов СССР являются одноименные народные комиссариаты этих республик. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных.