Картины марии башкирцевой. Башкирцева, мария константиновна. Наследие художественных произведений Башкирцевой


Что можно успеть за 23 года жизни? Судьба Марии Башкирцевой.

Автопортрет

Об этой удивительной девушке, в 20 лет буквально ворвавшейся в мир европейского искусства, с удивлением и восхищением писали Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан. Марина Цветаева посвятила ей проникновенные строки:

«Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...».

(художница Мария Башкирцева , Фото Рожер-Вьолле. )

К сожалению, провидением ей было отпущено всего 23 года жизни, а широкая международная известность пришла уже после смерти.

Родилась Мария Башкирцева 11 ноября 1860 года в селе Гайворонцы под Полтавой в богатой дворянской семье. Через два года после её рождения родители расстались, и она вместе с братом осталась на попечении матери, перебравшейся в имение своего отца. Девочка с детства поражала всех своей целеустремленностью, жаждой знаний и удивительной талантливостью. И все это вопреки болезни, которая сопровождала её с рождения.

В 1870 году семья переезжает в Ниццу, а в 1877 году - в Париж, где Мария начинает заниматься в художественной школе-студии Жюлиана. Опытный педагог Жюлиан был поражен способностями своей ученицы. Прошел всего год обучения в студии, а работы Марии, выставленные на ученической выставке, принесли ей золотую медаль. Причем, решение о награждении принимали известные живописцы: Бугеро, Буланже, Робер-Флери, Лефебр. Это был не просто успех, это было свидетельство того, что в европейской живописи растет новый самобытный мастер. С 1879 года Мария стала регулярно выставлять свои работы, которые неизменно вызывали интерес зрителей и хорошие отзывы в прессе. Немаловажно, что её работы стали находить покупателей, хотя недостатка в средствах Мария и не испытывала.

Признанных авторитетов в мире живописи удивляли не только успехи девушки в живописи, но и её зрелость в подходах к искусству. Мария избежала модных увлечений авангардистскими направлениями в живописи. Она отрывала время от занятий, чтобы посетить известные картинные галереи и музеи Европы, где целые дни проводила перед полотнами старых мастеров. Её любимыми художниками были испанские живописцы Веласкес и Рибера. «Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек» - записала девушка в своем дневнике, который начала вести с 12 лет.

"Здесь находилась вилла, в которой Мария Башкирцева начала свой дневник "

На дневнике Марии стоит остановиться подробнее. Когда после смерти девушки он был издан, то сразу же стал бестселлером. Дневник был переведен на многие языки, неоднократно издавался и в России. Когда читаешь это удивительное произведение, поражаешься предельной откровенности, зрелости мысли, целеустремленности, самобытности и самостоятельности суждений, громадной воле и целеустремленности больной девушки, которая ставила для себя очень высокие цели и упорно добивалась их достижения.

http://knigosite.ru/library/read/21481 - Дневник

«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно. Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». И это пишет, в сущности, еще ребенок!

А преуспела она не только в живописи. Мария прекрасно играла на мандолине, арфе, гитаре, рояле, хорошо пела. В Ницце она брала уроки вокала у профессора Фачио. Знала европейские языки, кроме французского хорошо говорила на английском, немецком, итальянском, изучила древнегреческий и латынь. Девушка обладала несомненным даром литератора. Свои литературные способности она продемонстрировала в переписке с Мопассаном, которому под вымышленными именами написала 6 писем. Стиль и манера изложения, подход к обсуждаемым проблемам в каждом письме были новыми. Мопассан не распознал этой литературной шалости, считая, что каждый раз ему пишет новый человек, и в ответных письмах даже пытался угадать, кем является его очередной корреспондент.

Но главной страстью Марии оставалась живопись, которой она посвящала практически все время. За короткий срок она написала значительное количество работ, вызывавших не только интерес, но и споры. Даже некоторые художественные критики подозревали, что её картины - мистификация, а их подлинными авторами являются маститые художники. Трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.

Совещание (1884)

Жизнь бедняков и детей парижских улиц интересовала Марию не только из-за возможности выбрать интересный сюжет для очередной картины. Она искренне сопереживала этим людям и пыталась им помогать. Много занималась благотворительностью, благо, деньги для этого были. Именно глубокое внимание и участие к людям, волей судьбы оказавшимся на краю жизненной пропасти, позволяли художнице так правдиво изображать их на своих полотнах.

Жан и Жак 1883 г. Музей искусств, Чикаго.

Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.

(В студии Мария Башкирцева (1881) в Днепропетровске)

И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».

(Автопортрет)

К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.

Могила Мария Башкирцева (1858 - 1884) на кладбище Пасси в Париже, Франция.

автопортрет

После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

«Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!»

Передача "Женщины в русской истории". Мария Константиновна Башкирцева (фр. Marie Bashkirtseff; 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.

КАРТИНЫ

Последняя картина Марии, оставшаяся незаконченной

портрет молодой женщины

Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева

Павел Башкирцев.

М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г.

Сирень 1880г

Жоржетта 1881г

портрет девочки

Дама в шляпе с розовым бантом.

Женский портрет.

Восточная женщина.

Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

Оригинал записи и комментарии на


Род. близ Полтавы 11 ноября 1860 г., ум. 31 октября 1884 г. Детство ее протекло при ненормальных условиях: после двухлетнего супружества родители разъехались, и мать с дочерью поселилась у своего отца, Бабанина, очень богатого помещика, человека весьма образованного и нелишенного поэтического дарования. В 1870 г. Бабанин с дочерьми и с внучками переселился на постоянное жительство за границу, в сопровождении целого домашнего штата и, после непродолжительного пребывания в Вене, Баден-Бадене и Женеве, выбрал для постоянного пребывания Ниццу. Отсюда вся семья часто предпринимала поездки по Европе и подолгу живала в Париже. Башкирцева рано сделалась искусной музыкантшей, играя на фортепьяно, органе, арфе, мандолине и гитаре; с 1870 г. она начинает учиться рисованию под руководством Бенза, а 16-ти лет от роду "в каких-нибудь 35 минут набрасывает с натуры эскизы портретов отца и брата". С февраля 1874 г., она изучает латинский язык, а потом и греческий, читает классиков и собирается держать экзамен на аттестат зрелости. "Я погружаюсь, отмечает она под 1876 г., в серьезное чтение и с отчаянием вижу, как мало знаю... у меня лихорадочная потребность учиться, а руководить мною некому"... В 1876 г. у Башкирцевой обнаруживается голос, по отзыву пр. Фаччио, "в 3 октавы без двух нот", а строгий профессор Вартель предсказывает ей "артистический успех, если она над собою поработает". Это открытие привело Башкирцеву в восторг, она считала себя способною быть "певицею и художницею", так как у нее "гигантское воображение" и ей нельзя примириться с мыслью, что ее "бедная молодая жизнь ограничится столовою и домашними сплетнями".

После платонического романа с 23-летним графом Антонелли, племянником всесильного при Пие IX кардинала, Башкирцева в 1876 г., осенью, отправилась в Малороссию. И здесь Башкирцева лихорадочно расширяет свои знания, на этот раз по сельскому хозяйству, но специально для того, чтобы "удивить кого-нибудь разговором о посеве ячменя или качестве ржи, рядом со стихом Шекспира и тирадою из философии Платона". Весною 1877 г. Башкирцева предпринимает вместе с матерью путешествие по Италии, знакомится с художником Гордиджиани, который ее поощряет в занятиях живописью и предсказывает ей блестящую будущность. Но избалованная девушка ни на чем не может успокоиться: "Чтение, рисование, музыка - тоска! кроме всех этих занятий и развлечений надо иметь нечто живое, а я скучаю" От искусства она отказаться не может, так как тогда ее жизнь будет пуста, а с другой стороны ей кажется, что искусство само по себе пустяк и "только средство добиться славы и успеха". "Будь у меня все это, я не сделала бы ничего". И вот она дает себе еще год, во время которого собирается работать над собою еще усиленнее, чем прежде. В октябре 1877 г. она поступает в мастерскую художника Родольфа Жулиана, которая по справедливости пользовалась репутациею самой серьезной школы для женщин.

Жулиан с самого начала угадал крупный талант своей ученицы. И действительно, уже в январе 1879 г., на конкурсе в школе, Лефевр, Бугеро, Буланже и Робер Флери присуждают Башкирцевой медаль, а в 1880 г. она, под именем Marie Constantin Russ представила на художественную выставку (Salon) портрет "молодой женщины, читающей "Question de divorce" Ai. Дюма". В 1881 г. под именем "Andrey" ею выставлена картина "Мастерская Жулиана"; эту картину парижская печать отметила, как произведение полное жизни, бойко написанное и удачное по колоритности. В 1883 г. Башкирцева на выставке выступила уже под собственным именем с женским портретом "Парижанки", писанным пастелью; в рисунке вполне сказалась яркая и оригинальная индивидуальность художницы. Тогда же ею была выставлена жанровая картина масляными красками "Жан и Жак", изображающая двух парижских школьников; за эту картину Башкирцева получила похвальный отзыв. В марте 1884 г. на женской художественной выставке "Union des femmes" Башкирцева дала картину, названную "Trois rires". В этом этюде, очень бойко написанном, проявилась незаурядная наблюдательность и богатство красок. На этой же выставке фигурировал изящный пейзаж "Осень", приковывавший зрителя своею прочувствованною меланхоличностью. Этот же пейзаж был Башкирцевой потом выставлен в Салоне, вместе с жанром "Meeting". Эти картины доставили художнице широкую известность в мире французских художников, в среде которых Башкирцева нашла горячего поклонника в лице Жюля Бастьен-Лепажа. Заговорили о ней и газеты, сначала французские, а затем и русские. Но эта известность не удовлетворила Башкирцеву, которая предъявила слишком высокие требования к современному искусству вообще и к собственному творчеству в частности. "На днях, читаем мы в "Дневнике", Тони (Робер Флери) принужден был согласиться со мною в том, что нужно быть великим художником, чтобы копировать природу, - ведь только великий художник может ее понять и передать. Идеальная сторона должна заключаться в выборе сюжета; выполнение же должно быть в полном смысле тем, что невежды именуют натурализмом... Я терзаюсь... ничего не делаю. Говорят, будто эти мученья доказывают, что я - не ничтожество... к сожалению, нет! Они доказывают, что я умна и все понимаю... Дураки думают, будто для того, чтобы быть современным или реалистом, достаточно писать первую попавшуюся вещь, не аранжируя ее. Хорошо, не аранжируйте, но выбирайте и схватывайте - в этом все... Что привлекает меня в живописи - это жизнь, современность, подвижность вещей, которые видишь. Но как все это выразить?... Великим может быть лишь тот, кто откроет новый свой путь, и станет передавать особенные свои впечатления, свою индивидуальность; мое искусство еще не существует"... "Я всегда любила форму больше всего... живопись мне кажется жалкою по сравнению с скульптурою... На своем веку я сделала две группы и два - три бюста; все это заброшено на полдороге, потому что, работая одна, без руководителя, я могу привязаться единственно к вещи, которая действительно интересует меня, куда я вкладываю свою жизнь, свою душу"... Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в 1878 г. она утратила голос, с 1880 г. стала глохнуть и седеть, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения: "Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблю - искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем" - и с горечью прибавляет: "Я нахожу, что с моей стороны было глупо не заняться единственною вещью, дающею счастье, заставляющею забывать все горести - любовью". Несмотря на окончательно расстроенное здоровье, Башкирцева осенью 1884 г. задумала картину "Скамья на загородных Парижских бульварах" для выставки 1885 г. и, зарисовывая для нее этюды, на смерть простудилась. После ее смерти, в 1885 г. французское общество женщин художниц устроило выставку ее произведений; наряду с известными уже ее картинами тут появились и новые вещи: почти законченная - по ее собственному отзыву, капитальнейшая ее картина "Святые жены после погребения Христа", (картина эта идет в разрез со всеми академическими традициями) и еще около 150 картин, эскизов, рисунков и скульптурных этюдов; все это дало публике возможность всесторонне ознакомиться с энергичным, мужественным талантом покойной; ее произведения дышат наблюдательностью, глубокою человечностью и свободною индивидуальностью творчества: "Митинг" и "Портрет натурщицы" Башкирцевой приобретены Французским правительством и помещены в Люксембургский музей; два портрета пастелью поступили в провинциальные музеи - в Ажане и Нераке. В 1887 г., по инициативе и на средства голландских художников, состоялась выставка произведений Башкирцевой в Амстердаме. - Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников (Cercle des artistes russes), и, согласно посмертной ее воле, в Париже учреждена премия "имени Марии Башкирцевой" в 500 фр., которая выдается ежегодно, по отделу живописи, экспоненту - мужчине или женщине, - заслуживающему поощрения по своему положению.

После Башкирцевой осталась обширная автобиография, которой она приписывает значение "интересного человеческого документа", но хотя писательница и уверяет, будто ее исповедь - "точная, абсолютная, строгая правда", она, быть может бессознательно, не прочь порисоваться, и дневники ее не чужды мысли рано или поздно предстать на суд публики. Из многочисленных ее тетрадей Андрэ Терье сделал выборку, которая под названием "Journal de Marie Baschkirtseff" напечатана в Париже в Bibliothèque Charpentier в 1887 г. на французском языке (в 2-х т.), а затем появилась в русском переводе в "Северном Вестнике"; скоро "Дневник" вышел отдельным изданием на немецком и английском языках. Лучшие страницы дневника - последняя часть, где Башкирцева, сознавая приближение смерти, пишет просто и искренне и производит на читателя потрясающее впечатление. " Дневник Башкирцевой" вызвал целый ряд восторженных отзывов в европейской и американской прессе, а Гладстон, в статье (помещенной зимою 1890 г. в Журнале "Nineteenth Century") признает произведение русской художницы одною из замечательнейших книг всего столетия - по искренности, художественной наблюдательности и выпуклости изображения борьбы художницы с соблазнами светского тщеславия.

Larousse, Gr. dictionnaire universel, II supplément р. 485. - M. Baschkirtsefi, "Jourual". - Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь.

{Половцов}

Башкирцева, Мария Константиновна

Художница. Род. 11 ноября 1860 г. близ Полтавы, в богатой дворянской семье. Первые годы Б. провела в Харьковской губ., в имении своей матери. В мае 1870 г. Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекала ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность. Тринадцати лет Б. сама составляла программу своих учебных занятий, в которую вошли математика, физика и химия и оба древних языка; языками немецким, английским и итальянским она владела уже с детства, а французский язык был для нее родным языком, на нем она думала и писала свой дневник. В то же самое время Б. страстно предается занятию музыкой. Однако образование Б., несмотря на многосторонность, отличалось крайней бессистемностью и отрывочностью: ведавшие воспитание Б. не стеснялись отрывать девушку от занятий ради светских удовольствий и путешествий. Что касается живописи, то она занимала самое последнее место в воспитании Б., но любовь к этому искусству и необыкновенно тонкий художественный вкус развился в ней еще в ранние годы. В 1877 г. Б. переезжает в Париж и поступает в частную академию Рудольфа Юлиана, где всецело предается живописи под руководством профессора Робер-Флери. После одиннадцати месяцев работы она получает на общем конкурсе мастерской первую золотую медаль, единогласно присужденную ей художниками Робер-Флери, Бугро, Лефевр и др. В 1880 г. Б. выставляет в Салоне свою первую картину: "Молодая женщина, читающая Question du divorce Александра Дюма". В Салоне 1881 г. Б. выставляет за подписью Andrey картину "Мастерская Юлиана", отмеченную парижской печатью как произведение, полное жизни, с твердым рисунком и теплым колоритом. В 1883 г. Б. выставляет уже под своим собственным именем пастельный портрет и большую картину "Jean et Jacques ", изображающую двух маленьких школьников из бедного класса парижского населения. Эта картина обратила на себя всеобщее внимание и вызвала восторженные отзывы печати: сильный, смелый, реальный талант художницы достигает уже в этой картине значительного развития. Затем Б. выставляет оригинальный этюд "Три смеха" и большую картину, изображающую собравшихся в кружок школьников, под названием "Мееting". Картина по замечательной силе исполнения, по необыкновенной типичности лиц и фигур, по тонкости и правдивости деталей заняла первенствующее место в Салоне 1884 г. и доставила русской художнице самую лестную известность в мире французских художников. Работая над картиной "Скамья на загородном парижском бульваре", Б. простудилась, и чахотка, медленно развивавшаяся у нее в течение нескольких лет, обострилась и унесла ее в могилу. Б. умерла 31 октября 1884 г., около 24 лет от роду. После ее смерти "Французское общество женщин-художниц" устроило выставку всех произведений Б., где публика могла убедиться в необыкновенном разнообразии и продуктивности ее таланта; Б. оставила около 150 картин, эскизов и рисунков и, кроме того, несколько скульптурных этюдов, обнаруживающих в ней большой талант и в этом направлении. После этой выставки французская печать единодушно заговорила о Б. как о первоклассном таланте, как о художнице, обещавшей ряд гениальных произведений. Действительно, многие этюды Б. указывают на необычайную человечность и глубину ее энергичного, мужественного таланта. Начатая карт. "Святые жены после погребения Христа" как нельзя более подтверждает это мнение оригинальностью замысла, идущего вразрез с обычным академическим шаблоном. Лучшие картины Б. куплены французским правительством для национальных музеев. "Меeting " и пастельный "Портрет натурщицы" находятся в Люксембургском музее. В январе 1887 г. состоялась выставка картин Б. в Амстердаме - по инициативе и на средства общества амстердамских художников. Голландская художественная критика вполне подтвердила отзывы французской печати. В том же году вышел в печати у Charpentier "Дневник Башкирцевой" (Journal de Marie Bashkirtseff). Это двухтомное издание представляет сокращение огромного рукописного материала, оставленного художницей. Сокращение это, сделанное известным романистом Андре Терье, не может быть названо особенно удачным. Но и в этом виде "Дневник" представляет замечательное произведение, изображающее с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью всю историю жизни Б. и ее борьбы с соблазнами света и тщеславия. "Дневник" возбудил живой интерес публики и печати и в короткое время выдержал несколько изданий. За последние годы "Дневник" был переведен на языки немецкий и английский и вызвал новый ряд восторженных отзывов в европейской и американской печати. Зимой 1890 г. в "Nineteenth century" появилась посвященная "Дневнику" статья Гладстона, в которой знаменитый государственный деятель называет "Дневник" русской художницы одной из самых замечательных книг нашего столетия. На русском языке вышли очень небольшой книжкой только отдельные страницы "Дневника".

{Брокгауз}

Башкирцева, Мария Константиновна

(1860-1884) - автор известного "Дневника", русская художница. Аристократическая среда, в которой родилась и выросла Б., с ее предрассудками, светской рассеянной жизнью, не дала развернуться во всю ширь способностям Б. В "Дневнике" Б., оставаясь наедине с собой, говорит о себе всю правду - о своем тщеславии, желании всюду быть первой, авантюристических планах, наконец, о пустоте жизни, о тяжелой болезни, которую она тщательно скрывает от окружающих. "Дневник" этот является замечательным "человеческим документом", характеризующим определенный класс. Полностью он до сих пор не опубликован. Неполный текст со статьями Könne и Гладстона издан по-французски в 1887 в 2 тт. Есть переводы на рус., нем. и англ. яз. Как художник, Б. получила недостаточно основательную подготовку. Впервые выступила в Париже, в "Салоне", в 1880 ("Молодая женщина за чтением Дюма"). Главные произведения - "Митинг", "Жан и Жак" (Париж, Люксембургский музей). Новая критика невысоко ценит художественные произведения Башкирцевой, считая их в техническом отношении очень слабыми.

Изд. "Дневника" Б.: "Из дневника Башкирцевой", с приложением ст. Фр. Коппе и отзывов франц. печати, перевел К. Плавинский, СПб, 1889; Неизданный дневник Башкирцевой и переписка с Гюи де Мопассаном, под редакцией М. Гельрота, Ялта, 1904; Дневник Башкирцевой, изд. Вольф, СПб, 1910.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Башкирцева, Мария Константиновна" в других словарях:

    Мария Башкирцева … Википедия

    - (1860 84), российская художница. Творческое наследие (более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры), а также «Дневник» (на французском языке; в русском переводе опубликован в 1892) отразили умонастроения и эстетические веяния последней… … Энциклопедический словарь

    - (1860 84) российская художница. Творческое наследие (более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры), а также Дневник (на французском языке; в русском переводе опубликован в 1892) отразили умонастроения и эстетические веяния последней четверти… … Большой Энциклопедический словарь

    Башкирцева (Мария Константиновна) художница. Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы в богатой дворянской семье. Первые годы Б. провела в Харьковской губернии, в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив… … Биографический словарь

В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой (1860–1884) «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в Лувр.

Тогда же, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа - и никогда не забуду ее, - признавался писатель. - Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями - Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».

М. Башкирцева. Фотография 1876 г.

Ф. Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке - французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

Русская поэтесса и переводчик, обладательница престижной «Пушкинской премии», Ольга Чюмина в 1889 г. посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описаны картины, виденные поэтессой в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,
записанных и схваченных с натуры,
где все живет: и лица, и фигуры,
и говорит красноречивей слов,
до чудных сцен евангельских преданий
иль эпопеи Рима роковой и Греции:
весь цикл ее созданий -
всё истиной проникнуто одной.
«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»...
Повсюду мысль, везде душа живая.

О художнице написано несколько романов. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила «Светлой памяти Марии Башкирцевой».

М. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Большинство картин после двух выставок, устроенных в Париже французским обществом женщин-художниц, было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Ее картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях.

М ария Константиновна Башкирцева родилась в селе Гайворонцы, близ Полтавы, в богатой, родовитой дворянской семье. Спустя два года после свадьбы мать Башкирцевой разошлась с мужем и переехала с двумя детьми в имение своих родителей. В 1870 г. Башкирцевы - мать, тетка, дедушка, брат, кузина - в сопровождении домашнего врача отправились за границу и поселились в Ницце. В 1877 г. вся семья по настоянию Марии переселяется в Париж. В этом же году Мария поступает в известную студию Ф. Жюлиана. После одиннадцатимесячной работы в мастерской жюри Академии, состоящее из знаменитых художников (Робер-Флёри, Бугеро, Буланже, Лефевр), присуждает ей золотую медаль.

Осень. 1884. Люксембургский музей

Она работала беспрерывно, без отдыха, развивая свои необыкновенные способности, всесторонние дарования. Играла на рояле, арфе, гитаре. Обладая выдающимся, редким голосом и ярко выраженным драматическим талантом, занималась пением. Владея в совершенстве французским языком, она овладела также английским, немецким, итальянским, древнегреческим и латинским. В Ницце двенадцатилетняя Мария начала писать дневник. Впервые изданный на французском в 1887 году, а затем переведенный почти на все европейские языки, в том числе и русский, «Дневник» сделал ее имя знаменитым. С 1990-х годов он трижды издавался в России.

«Это очень интересный человеческий документ», - записывает двенадцатилетняя девочка, приступая к беседе с самой собой. Но в то же время она начинает думать о будущем читателе. Это к нему обращены следующие слова: «Если бы эта книга не представляла точной, абсолютно строгой правды, она не имела бы никакого смысла. А жизнь человека, вся жизнь как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, - всегда великая и интересная вещь».

Первое чувство, которое возникает при чтении «Дневника», - удивление перед необычайной зрелостью мысли автора. Постоянно, на каждом шагу Башкирцева испытывает, проверяет свой талант во всем. Лучше всего иллюстрирует ее блестящие способности переписка с Мопассаном 1884 года.

«Я проснулась в одно прекрасное утро, - записывает Мария в «Дневнике», - с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем».

Мопассану было адресовано шесть писем, подписанных различными вымышленными именами. Каждое из писем написано в столь отличном от других стиле, что даже такой мастер, как Мопассан, поддался этой литературной мистификации. Так, в одном из писем он высказывает подозрение, что ему пишет не юная женщина, какой она отрекомендовалась, но старый университетский преподаватель, в другом предполагает, что его корреспондент - дама легкого поведения. Он так и не узнал, с кем переписывался в действительности.

Приведем отрывок из писем Марии Башкирцевой к Мопассану.

«Почему я вам писала? В одно прекрасное утро просыпаешься и открываешь, что ты редкое существо, окруженное глупцами. Горько становится на душе при мысли, что рассыпаешь столько жемчуга перед свиньями. Что если б я написала человеку знаменитому, человеку достойному, чтобы понять меня? Это было бы прелестно, романтично и - кто знает? - быть может, после нескольких писем он стал бы твоим другом, да вдобавок еще покоренным при очень оригинальных условиях. И вот спрашиваешь себя: кому же писать? И выбор падает на вас».

Митинг. 1884. Музей Орсэ, Париж

Как видим, записи по этому поводу в «Дневнике» и письме сильно разнятся. Где же настоящая Башкирцева? Конечно, в «Дневнике», который предназначен для читателей: родных, друзей. А письмо - это «литература», хотя блистательная.

Л итературные достоинства «Дневника» неоспоримы. И все-таки каждая его строчка свидетельствует, что автор прежде всего - художник. Тонкие, проникновенные зарисовки природы, ее настроений, великолепные, будто вылепленные рукой скульптора, портреты людей. Даже к своему внешнему облику она относится как к художественному произведению: «Мой наряд и прическа сильно изменили меня. Я походила на картину». Во всем, что пишет Башкирцева, сказываются неутоленность ищущей души, живое, пылкое воображение: «Что нам, в конце концов, нужно? Раз нет возможности все переживать в действительности, остается живо и глубоко чувствовать, живя в мечтах». И вот с поступлением в студию Жюлиана Марией овладевает единственная страсть - страсть к живописи. «Я хочу от всего отказаться ради живописи, - записывает она в «Дневнике». - Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь».

Постепенно в ней рождается чувство кровной связи с мировой художественной культурой: «А я в своей дерзости считаю себя в родстве со всеми героями, со всеми шедеврами мира! Можно было бы написать интересную диссертацию на тему о той таинственной связи, которая соединяет героев в образцовых произведениях со всеми мыслящими людьми

Портрет молодой женщины. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В искусстве ей «нравится все то, что всего правдивее, что ближе к природе. Да и не состоит ли в этом подражании природе сама цель живописи?» Ее любимыми художниками становятся старые испанские мастера: «Ничего нельзя сравнить с Веласкесом. А Рибера? Можно ли видеть более правдивое, более божественное и истинно правдивое? Нужно соединение духа и тела. Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек».

У нее было чуткое сердце, отзывавшееся и на красоту, и на страдание. Башкирцева занималась филантропической деятельностью, и сочувствие бедным людям проявлялось в выборе главных героев ее картин. Это дети окраин Парижа, школьники, бедняки с улицы, судьбу которых она так правдиво и убедительно смогла передать средствами живописи.

О собенно ярко это проявилось в одной из лучших картин художницы - «Митинг». Многие мастера никак не хотели признать, что работа выполнена молодой, почти начинающей художницей. Это вызвало следующую запись в «Дневнике»: «Шесть лет, лучших шесть лет моей жизни я работаю как каторжник; не вижу никого, ничем не пользуюсь в жизни. Через шесть лет я создаю хорошую вещь, и еще смеют говорить, что мне помогли! Награда за такие труды обращается в ужасную клевету!»

Глядя на картину «Митинг», вспоминаешь слова художницы: «Я рождена скульптором, я люблю форму до обожания. Никогда краски не могут обладать таким могуществом, как форма, хотя я и от красок без ума. Но форма! Прекрасное движение, прекрасная поза! Вы поворачиваете - силуэт меняется, сохраняя все свое значение!»

Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Группа школьников надежно «сколочена», подобно старому, но еще крепкому забору, на фоне которого происходит действие. Только лицо одного мальчика дано анфас, остальные не видны или видны не полностью. Зато силуэты, позы, ноги, даже обувь каждого персонажа исполнены выразительности, предельно индивидуальны. Все детали прекрасно прорисованы, особенно руки детей.

В картине «Митинг» как бы реализован афоризм Марии Башкирцевой: «В одном холсте может заключаться триста страниц». Настолько все здесь проникнуто зрелым мастерством, ярким талантом, правдой жизни.

Марии казалось, что она только накануне настоящего труда. «Если бы даже Флери и другие сказали «отлично», - восклицает она на одной из страниц «Дневника» в 1883 году, - то и тогда я не чувствовала бы себя счастливой, так как это не максимум того, что в моих силах. Я сама не очень довольна собой, я хотела бы лучшего, большего! И не думайте, что это мучительное недовольство гения, это... ну, я не знаю, что это такое!»

Знакомство с Жюлем Бастьен-Лепажем, его творчеством, проникнутым идеей «поэтического реализма», сделало искусство Башкирцевой еще более утонченным и глубоким. Ее многочисленные портреты поражают своей зрелостью, сознательной и почти с трудом сдерживаемой скупостью цвета, правдивостью жеста, умением раскрыть суть личности изображенного. Таков замечательный портрет «Молодая женщина с букетом сирени» (1881).

Прекрасное, четко вылепленное напряженное, страстное лицо женщины, тонкая кисть ее руки с длинными пальцами и нежный букет сирени - все придает утонченность, создает романтический образ женщины прошлых лет.

Картина «Осень» (1884) - один из лучших пейзажей XIX века, где простой осенний мотив вырастает до глубокого символа. Глядя на эту картину, понимаешь, каким большим мастером была юная Мария Башкирцева и каких высот она достигла бы, если бы ей довелось прожить дольше.

Мария Башкирцева умерла от чахотки в возрасте 24 лет.

Молодая женщина с букетом сирени. 1881.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В сентябре 1884 года, за месяц до кончины, она записывает в «Дневнике»: «У меня явилась идея новой картины... У меня сильное тяготение к сюжету в новом вкусе, с многочисленными обнаженными фигурами; полотно не должно быть слишком велико. Да, непременно я так и сделаю. Именно ярмарочные борцы, а кругом народ... Это будет очень трудно, но раз это меня захватывает, то больше ничего и не требуется: опьянение, вот и всё!»

И таким борцом за жизнь, за человека, за настоящее искусство до конца осталась замечательная, необыкновенная Мария Константиновна Башкирцева.

Марию Башкирцеву в равной степени можно считать русской, французской и украинской художницей. На Полтавщине она родилась и провела свое детство, ранняя юность девушки прошла в семейных путешествиях по Европе, а недолгая изобразительная деятельность сосредоточилась главным образом в Париже. Башкирцева стала не только первой женщиной, но и первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр. Однако знаменитой эту незаурядную личность сделала посмертная публикация ее дневников, которые Мария вела с двенадцатилетнего возраста. Их множественное издание на различных языках стало своеобразным бестселлером XIX — начала XX века. Ее опубликованные записи произвели глубокое впечатление на известных творческих людей того периода и продолжают вдохновлять наших современников.

Статья расскажет о короткой, но необыкновенной жизни художницы Марии Башкирцевой, ее дарованиях, талантах и творчестве, о ее прославленном дневнике с приведенными из него цитатами.

Детство и ранняя юность

Возраст Башкирцевой Марии Константиновны в посмертном издании ее дневников был несколько изменен. Согласно записям, найденным в Национальной библиотеке Франции, дата ее рождения — 1858 год, 24 ноября. Отец Константин Башкирцев, действительный статский советник и предводитель местного дворянства, владел в Полтавской губернии имением Гавронцы, где Мария и появилась на свет. Но первые детские годы девочка провела в Черняковке, во владениях полковника Черняка, недалеко от воспетой Гоголем Диканьки. Родители ее развелись, и мама, до замужества Бабанина, переехала в имение своего отца, что находилось в Харьковской губернии.

С мая 1870 года десятилетняя Муся, как ласково звали ее дома, с матерью, дедушкой и тетей едет в Европу. Два года семейство путешествует по Австрии и Швейцарии, останавливаясь в Вене, Баден-Бадене, Женеве, и заканчивает свои странствия во Франции, где после посещения Парижа селится в Ницце. Здесь Мария Башкирцева начинает на французском языке вести свой судьбоносный дневник, первые записи которого датированы 1870 годом. Ее путешествия на этом не закончились, она часто ездила с семьей по Италии, на Украину навестить отца, в Санкт-Петербург и Москву.

Образование

Для Муси нанимали гувернанток и учителей. Это было лучшее образование для тринадцатилетней девочки того времени. Она сама выбирала предметы, и круг интересов Марии оказался чрезвычайно широким. Помимо обязательных танцев, изобразительного искусства, вокала и музыки больше всего ее интересовали языки, история, литература, философия. Словно предвидя недолгий срок своей жизни, она озабочена скоротечностью времени. Девочка решает уделять занятиям по девять часов ежедневно. Ее жажда познать как можно больше и быстрее сравнима с неутолимой страстью.

«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона».

Она слишком требовательна и к себе, и своим преподавателям. В ожидании учительницы, негодуя, что та задерживается, Мария пишет в дневнике:

«Уже полтора часа жду учительницу; она, как всегда, опаздывает. Я вне себя от досады и возмущения. Из-за нее я трачу время попусту. Ведь мне 13 лет, и если терять время - что из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»

Просто невероятными кажутся ее недетское честолюбие, устремления и амбиции. В течение пяти месяцев 1873 года она окончила трехлетний образовательный курс лицея. Кроме русского и украинского языков свободно владела несколькими европейскими, а также латынью и древнегреческим, на которых издавались в основном научные и философские труды. Всех авторов Мария предпочитала читать в оригинале. Известный французский драматург поэт и прозаик Франсуа Коппе, в дальнейшем посетив парижскую мастерскую художницы Марии Башкирцевой, так опишет свои впечатления:

«…в темном углу неясно видны многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

Музыкальный и вокальный талант

Помимо незаурядных способностей в области изобразительного искусства, девочка была одарена выдающимся слухом, а также сильным и чистым, с широким диапазоном меццо-сопрано. Она превосходно освоила игру на рояле, арфе, гитаре и мандолине. Занятиям по вокалу и музыке Мария уделяла чрезвычайно много времени. В своем стремлении к славе и желании стать кем-то значимым она планировала достичь незаурядных успехов оперной певицы. Восхищаясь редким таланом, эту карьеру ей также прочили все члены семьи и знакомые. А юная мадмуазель Башкирцева писала о своих надеждах:

«Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…».

Однако к 16 годам девушке диагностировали чахотку, как некогда называли туберкулез. Осложнение перешло на горло, что привело к утрате певческого голоса и появлению постепенно возрастающей глухоты. Если бы не это прискорбное обстоятельство, биография Марии Константиновны Башкирцевой была бы совсем иной. Она могла прожить более долгую жизнь, посвятив себя не живописи, а оперной сцене, ее дневник приобрел совсем другое содержание и, возможно, никогда не был бы издан.

Художественное образование

Проведя из-за болезни весь 1876 год на курортах Италии, Мария Башкирцева решила совершенствовать свой художественный талант и добиться выдающихся успехов на поприще изобразительного искусства. В 1877 году ее семья переехала в Париж, где Мария сначала училась живописи в студии выдающегося учителя Роберта-Флери, а затем поступила в частную Академию Жюлиана, составлявшую достойную конкуренцию парижской Школе изящных искусств.

«Живопись приводит меня в отчаяние! Потому что я обладаю данными для того, чтобы создавать чудеса, а между тем, я, в отношении знаний, ничтожнее первой встречной уличной девчонки, у которой заметили способности и которую посылают в школу».

«Это ужасно — стремиться рисовать как мастер по прошествии шести недель учения».

Учреждение Родольфо Жюлиана было на тот момент единственной академией художеств, куда принимали женщин. Потому там находилось много студенток из Америки, Бразилии, Канады и большинства европейских стран. Среди них учились две известные в будущем художницы, Анна Билинская-Богданович из Польши и Луиза Бреслау из Швейцарии, которых Башкирцева, как она отметила в своем дневнике, считала своими единственными настоящими соперницами. В ее записях за период обучения оставлено также много воспоминаний об академии, преподавателях и студентах. Мария понимает, что ей отпущено немного времени для творчества и самоутверждения, потому спешит как можно быстрее освоить всю художественную науку, которой может обучить заведение Жюлиана.

«В мастерской все исчезает; тут не имеешь ни имени, ни фамилии; тут перестаешь быть дочерью своей матери, тут всякий сам по себе, каждая личность имеет перед собой искусство, и ничего более».

«Я не вижу впереди ничего… ничего, кроме живописи. Если бы я стала великой художницей, это заменило бы для меня все, тогда я имела бы право (перед самой собой) иметь чувства, убеждения, я не чувствовала бы презрения к себе, записывая сюда все свои треволнения».

Она по множеству часов проводит в мастерских, поражая преподавателей своей небывалой трудоспособностью. За два года Башкирцевой удалось пройти семилетний академический курс обучения, но она продолжала посещать женскую студию Жюлиана и поддерживать отношения с ее студентками. В одной из сюжетных картин 1881 года девушка изобразила студийную атмосферу, учениц, рисующих с натуры, и себя, сидящей по центру, на переднем плане полотна.

Изобразительное творчество

Начиная с 1880 года и до самой смерти Мария Башкирцева участвовала в регулярных экспозициях престижнейшей художественной выставки Парижского салона. Исключением был только 1883 год. Полотно «Салон Жюлиана», выставленное художницей в 1882 году, получило второе место, картина «Встреча» и пастельный портрет ее кузины в 1984 году удостоились почетного упоминания жюри.

Наиболее проникновенными картинами Марии Башкирцевой считаются «Дождевой зонт», «Жан и Жак», а самыми знаменитыми полотнами являются «Встреча», изобразившая детей парижских трущоб, и «В студии».

Помимо парковых пейзажей и городских сюжетов главной темой художницы были женские и детские портреты, в которых она мастерски передала настроение, характер, глубокое душевное состояние своих моделей. В ряде автопортретов художница гораздо лучше, чем это отражают фотографии, подчеркнула живость и утонченность своей натуры, концентрируя внимание то на пытливом, проницательном взгляде, то на мимолетной и многозначительной улыбке.

«Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляют главную мою красоту».

Башкирцева работала слишком интенсивно и спешила оставить после себя как можно больше произведений. Порой, не выдерживая установленного для себя темпа, она свою усталость выражала на страницах дневника.

«Бывают минуты, когда готова послать к черту это горнило умственной работы, славу и живопись, чтобы ехать в Италию — жить солнцем, музыкой и любовью».

«Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем. Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному».

Картины Марии Константиновны Башкирцевой написаны в стиле реализма и натурализма, несколько напоминая манеру Жюля Бастьен-Лепажа, любимого учителя и друга художницы, которым она восхищалась. Однако если Лепаж черпал свое вдохновение в природе и сельских пейзажах, Башкирцева обращалась к городским сценам, так написав об этом:

«Я ничего не говорю о полях, потому что Бастиен-Лепаж царит над ними как суверен, но улицы еще не имеют власти его кистей».

К несчастью, оба художника были слишком рано сражены смертельными недугами, и учитель всего на месяц пережил свою ученицу. Скончалась Мария Башкирцева в 1884 году, 12 ноября. Через несколько дней ей исполнилось бы 26 лет.

Наследие художественных произведений Башкирцевой

Несмотря на то что весь творческий путь художницы, включая учебный период в академии, исчисляется семью годами, она была очень продуктивна. Из всех картин Марии Башкирцевой известно о существовании 150 полотен и пастелей, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре. Произведений было гораздо больше, но они не каталогизированы, а многие из них не имели названий. Большинство картин Башкирцевой утрачены, и потому оригинальные работы художницы сейчас довольно редки, на сегодняшний день их по всему миру осталось около 60 единиц.

В 1885 году общество женщин-художниц Франции организовало экспозицию работ Башкирцевой, где было выставлено десять полотен, некоторые акварели, рисунки, скульптурные этюды. Все они находятся сейчас в музеях Франции.

В начале XX века мать Башкирцевой передала в дар Русскому музею Александра III собрание художественных работ своей дочери. В коллекцию входили рисунки, этюды, выполненные маслом полотна, пастели. Тринадцать рисунков и восемь живописных произведений художницы Русский музей оставил в своей экспозиции. В начале 1930 годов несколько работ было передано Красноярскому музею и два полотна Днепропетровскому. В украинские музеи было предоставлено 127 произведений Башкирцевой, из которых сейчас в стране осталось три картины, остальные пропали во время Великой Отечественной войны. Из Харьковской галереи в период эвакуации утрачено 66 полотен, судьба остальных работ не известна. Также немало произведений Башкирцевой хранилось в Гавронцах, они были уничтожены при бомбежке.

Самые известные работы художницы представлены в коллекции парижского музея Орсе и в студии-мавзолее Башкирцевой. Некоторые из ее произведений находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру.

Единственная скульптура

Если бы судьба отпустила более долгий жизненный срок для Марии Башкирцевой, возможно, художница стала бы более знаменитой на поприще скульптуры, чем живописи.

«Я рождена скульптором; я люблю форму до обожания. Никогда краски не могут обладать таким могуществом, как форма, хотя я и от красок без ума. Но форма! Прекрасное движение, прекрасная поза. Вы поворачиваете — силуэтка меняется, сохраняя все свое значение!.. О, счастье, блаженство! Моя статуя изображает стоящую женщину, которая плачет, уронив голову на руки. Вы знаете это движение плеч, когда плачут».

Башкирцева работала над эскизами для пяти скульптур, но изваяна нею была лишь одна «Печаль Навсикайи», над которой художница трудилась два года и закончила в год своей кончины. Идеи реализма скульптура приняла гораздо позже, чем живопись, и потому произведение Башкирцевой довольно необычно для ваятелей того времени, оно больше напоминает поздние работы Родена. Сейчас «Печаль Навсикайи» является экспонатом музея Орсе и свидетельствует о том, насколько многогранным был талант Марии Башкирцевой.

История дневника

Биография Марии Башкирцевой неотделима от ее главного произведения, дневника, записи которого не были секретом ни для родственников, ни для друзей. По упоминаниям некоторых близких для нее людей, Мария искала издателя для своих 105 тетрадей еще при жизни. Скорее всего, она дала устное указание своей матери о посмертной публикации дневника, но и в записях Башкирцева неоднократно высказывается о своих намерениях.

«К чему лгать и притворяться? Конечно, я хочу, да и надеюсь, пожалуй, тем ли, иным ли способом остаться на этой земле. Если не умру в молодости, надеюсь остаться как великая художница; а если умру молодой, хочу оставить дневник, и пускай его издадут: не может быть, чтобы это было неинтересно».

«А после моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и, в конце концов, — забвение... забвение, как будто бы никогда и не существовала...»

Уже после смерти Марии архитектор и художник Эмиль Бастьен-Лепаж, младший брат учителя Башкирцевой, представил ее матери Андре Терье, писателя, который взялся за редактирование дневника. Подготовленный для печати текст был далеко не полным, он опускал многие семейные истории, слишком откровенно изложенные Марией, а также фрагменты, неприемлемые обществом того времени. Мать Марии Башкирцевой порицала намерение дочери публично раскрывать сокровенные заметки, но ослушаться ее предсмертной воли не пожелала. Первое издание дневника под названием Mon journal датировано 1887 годом. Английский перевод появился через два года под названием «Дневник молодой художницы 1860-1884». Постепенно издания на нескольких других языках разошлись многочисленными тиражами по всей Европе.

Во французской Национальной библиотеке в середине 1980 годов обнаружились оригинальные тексты дневника Башкирцевой. Они по частям печатались различными французскими издательствами. В 2005 году вышел 16-томный вариант дневника, основанный на оригинальной полнообъемной рукописи Марии Башкирцевой, а на английском языке вышла первая часть под названием «Я самая интересная книга из всех».

Дневник Марии Башкирцевой — это поразительно современный психологический автопортрет молодого одаренного ума. Ее литературная проза, переходящая порой в диалог, остается чрезвычайно увлекательной даже для современного читателя. Девушка, несомненно, обладала выдающимся литературным даром. Главная тема ее рукописей — сама Башкирцева, ее надежды, глубокое стремление к достижению славы, нарастающий страх, что периодические обострения недуга могут оказаться смертельной болезнью, и она не успеет реализоваться в жизни.

«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»

«…хочу жить скорее, скорее, скорее… («Я никогда не видал такой лихорадочной жизни»,- сказал Д., глядя на меня.) Это правда, я боюсь только, что это желание жить на всех парах есть признак недолговечности. Кто знает?»

«Пусть мне дадут хотя бы не более десяти лет, но в эти десять лет - славу и любовь, и я умру в тридцать лет довольная. Если бы было с кем, я заключила бы условие: умереть в тридцать лет, но только пожив».

«Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер не способен быть долговечным».

Острый ум девушки лишен лицемерия, дневник содержит не только проницательную историю ее семьи, но и новаторский рассказ о буржуазном обществе XIX века. Помимо заметок о происходящих событиях, рукопись Башкирцевой включает в основном наблюдения и высказывания о человеческих качествах, чувствах, поступках, ее личные эмоции и переживания, отношение к различным социальным сферам и явлениям. Сама не понимая того, Мария с тринадцати лет проводила безжалостный психоанализ собственной личности и попадающих в область ее внимания других людей.

«Я знаю человека, который меня любит, понимает, жалеет, полагает жизнь на то, чтобы сделать меня счастливою, который готов для меня на все и который никогда не изменит мне, хотя и изменял прежде. И этот человек — я сама».

Цитаты из дневника

Многие выдержки из ее записей стали популярными, особенно те, что проникнуты тонкими философскими умозаключениями либо почти дедуктивной, психологической наблюдательностью.

«Унижают себя на словах только тогда, когда, в сущности, вполне уверены в своей высоте».

«Настоящие эгоисты должны бы делать только добро: делая зло, становишься сам слишком несчастлив».

«Не будем ничего ждать от людей, от них мы получаем только обманутые надежды и горести».

«Булавочные уколы сводят вас с ума, но сильный удар дубины вы можете перенести. Это правда».

«Блаженны те, у кого есть честолюбие, это благородная страсть; из самолюбия и честолюбия стараешься быть добрым перед другими, хоть на минуту, и это все-таки лучше, чем не быть добрым никогда».

«Я плакала раз в объятиях мамы, и это разделенное страдание оставило во мне на несколько месяцев чувство такого жестокого унижения, что я никогда ни при ком не буду больше плакать от горя. Можно плакать перед кем угодно от досады или по поводу смерти Гамбетты, но излить перед другими всю свою слабость, свое убожество, свое ничтожество, свое унижение - никогда! Если это и облегчает на минуту, то потом раскаиваешься как в ненужном признании».

«Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами — никогда!»

«Никогда не нужно позволять заглядывать в свою душу, даже тем, кто нас любит. Нужно держаться средины, и уходя, оставлять по себе сожаление и иллюзии. Таким образом будешь казаться лучше, оставишь лучшее впечатление. Люди всегда жалеют о том, что прошло, и вас захотят снова увидеть; но не удовлетворяйте этого желания немедленно, заставьте страдать; однако не слишком. То, что стоит нам слишком многого страдания, теряет свою цену, когда наконец приобретается после стольких затруднений: кажется, что можно было надеяться на лучшее. Или уж заставьте слишком страдать, более, чем слишком… тогда вы царица».

«Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось».

«Истинные художники не могут быть счастливы; во-первых, они отлично знают, что толпа не понимает их, они знают, что работают для какой-нибудь сотни людей, а все остальные руководствуются в своих суждениях своим скверным вкусом или каким-нибудь Фигаро. Невежество в вопросах искусства поистине ужасающее во всех классах общества».

«…храбрость не в том, чтобы делать то, чего другие боятся и что вам не страшно; настоящая, единственная храбрость — это заставить себя сделать то, что страшно».

«Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать».

«Когда люди вполне счастливы, они начинают незаметно любить меньше и кончают тем, что отдаляются друг от друга».

«Жизнь без любви — то же, что бутылка без вина. Но нужно, чтобы и вино было хорошее».

«Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен быть».

«Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить».

«Раз сердце полно одной женщиной, в нем нет места другой; но как только оно начинает пустеть, другая входит в него — с той самой минуты, как вложила туда хоть кончик мизинца».

Башкирцева в 1881 году написала несколько статей для феминистской газеты La Citoyenne под псевдонимом Полин Оррел, после чего одно из ее высказываний стало часто цитироваться французами:

«Давайте любить собак, будем любить только собак!»

Письма Мопассана и Марии

Это происходило в последний год ее жизни. Инициатором переписки стала Башкирцева, как она сама писала, эта идея появилась у нее неожиданно:

«Я проснулась в одно прекрасное утро с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем».

Да, она выбрала именно его, выдающегося литературного мастера Ги де Мопассана, и не только потому, что его произведениями зачитывалась вся Европа. Великий писатель был исключительно наблюдательным, он великолепно понимал тончайшие свойства человеческой души и слыл знатоком французского общества со многими его тайнами, о чем в легкой и увлекательной форме излагал на страницах своих новелл и романов. Его стиль был живым, образным и слегка насмешливым. Он умел захватить внимание читателя, даже если история не содержала острого сюжета. Очевидно, Башкирцева посчитала Мопассана достойным оценить ее остроту ума и литературные способности.

Девушка отправила писателю последовательно шесть писем от имени различных вымышленных нею личностей. Стиль каждого послания отличался и достоверно передавал характер придуманного персонажа. Мопассан был заинтригован и поддержал диалог, совершенно не подозревая, с кем его ведет. Имя истинного адресата он узнал слишком поздно, уже после смерти девушки. Писатель посетил ее могилу, и в память о ее остроумии и блестящем литературном розыгрыше оставил в своих записях строку:

«Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Отклики общественности

Сразу после выхода в печать дневник Башкирцевой получил ошеломительный успех. В год его публикации Франсуа Коппе, известный французский писатель, поместил в прессе восторженный очерк о художнице, где были такие строки:

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее. Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».

Одним из самых первых поклонников литературного опыта русской художницы Марии Башкирцевой стал Бернард Шоу, который использовал ее историю жизни в двух своих пьесах. Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, который к тому же был писателем, назвал дневник «книгой без параллелизма». Откровенный стиль опубликованных записей считается источником вдохновения для автобиографических изложений американской писательницы Мэри Маклейн, а также более позднего поколения зарубежных писателей-модернистов: Пьера Луиса, Анаис Нин, Кэтрин Мэнсфилд и других.

В России творчество Башкирцевой стало популярным с начала XX столетия. Его восторженной поклонницей стала Марина Цветаева, посвятившая «Вечерний альбом», свой первый стихотворный сборник, «блестящей памяти» художницы. В дневнике писателя и литературоведа Валерия Брюсова о Башкирцевой оставлены такие строки:

«Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она — это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».

Крупнейший деятель русского авангарда, поэт и писатель Велимир Хлебников, составил такое впечатление после прочтения дневника:

«Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звезд своего духа. В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой — и больше ничего. Эта духовная нищета знаний о небе внутреннем — самая яркая черная Фраунгоферова черта современного человечества».

О Марии Башкирцевой много писали, историей ее жизни восторгались, а дневник нередко цитировали, и это остается неизменным спустя 134 года после ее смерти. Она достигла поставленной цели — стала знаменитой.

Мавзолей

На кладбище Пасси в Париже над могилой Мари Башкирцевой построен склеп по образцу православной русской часовни. Его архитектор Эмиль Бастьен-Лепаж был близким другом Башкирцевой и младшим братом ее дорогого учителя. Внутри строения воспроизведена полномасштабная мастерская художницы. Здесь хранится ее мольберт, принадлежности для живописи, некоторые личные вещи и предметы мебели, а также одно из последних полотен «Святые жены». На внешней стене выбиты строки стихотворения Андре Терье, редактора дневников Башкирцевой:

«О Мария, о белая лилия, сияющая красота /вы не померкнете в этой ночи/ваш дух жив, светлая вам память / и бессмертные духи цветов всегда прибывают рядом с вами».

Надмогильную часовню Башкирцевой с интерьером мастерской правительство Франции объявило историческим памятником. Многие годы строение было местом паломничества для почитателей художницы, и его долгое время поддерживало общество «Друзей Марии Башкирцевой». Сейчас часовня закрыта во избежание расхищений, но она все равно остается одной из самых посещаемых могил исторического кладбища, где похоронено много знаменитостей.


Мария Башкирцева - литератор, художник, мыслитель
«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», - так о себе писала Мария Башкирцева. Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее. Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения, и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.


Портрет Марии Башкирцевой

Мария Башкирцева родилась в имении Гайворонцы Полтавской губернии, ее отец и мать были людьми образованными и зажиточными. Детство Марии прошло на Полтавщине, а в 12 лет она отправляется с матерью в Европу, поскольку родители принимают решение о разводе. В это время девушка начинает вести дневник, именно он и принес ей впоследствии всемирную славу. Пока же – это способ познания себя, фиксации своих интересов, переживаний. «Я сама своя героиня», - такая запись появилась в «Дневнике» в 1874 году.


Всю свою жизнь Мария занималась самообразованием: она увлекалась изучением иностранных языков (свободно владела четырьмя европейскими языками, читала на латыни и древнегреческом), занималась игрой на музыкальных инструментах и вокалом (ей даже прочили славу оперной дивы, но расплатой за пение стала болезнь горла и частичная глухота к 16 годам),
Портрет Марии Башкирцевой


Мария Башкирцева у мольберта

Живописи Мария училась у художника Родольфо Жюлиана, его курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков. Выставки Башкирцевой шли с успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».


Девушка, читающая на водопаде, около 1882 г.


Сирень. 1880 год


Совещание. 1884 год

Славу Башкирцевой принес «Дневник», который она вела до самой смерти. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали и Толстой, Чехов, Хлебников, Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, именно этой несломленной духом художнице посвящен «Вечерний альбом» поэта.

Осень. 1883 год


Портрет девочки


Дождевой зонт. 1883 год

Мария предчувствовала, что обречена на раннюю смерть, чтобы не расстраивать родных и самой не впадать в уныние, она работала без устали до последних дней жизни. Много писала, навещала друга и наставника, художника Жюля Бастьен-Лепажа, который был болен раком. Вначале приходила к нему сама, после – ее, практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Мария Башкирцева ушла первой 31 октября 1884 года.