Конспект урока в воскресной школе "Молитва в стихах русских поэтов. М.Ю. Лермонтов «Молитва» (1837), «В минуту жизни трудную…» (1839)". Анализы других стихотворений

Капитонова Дарья

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская научная – практическая конференция учащихся

«В науку шаг за шагом»

Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова

(исследовательская работа )

Выполнена ученицей

8А класса

МБОУ «СОШ № 9»

Капитоновой

Дарьей Александровной

Руководитель –

учитель русского языка и литературы

Чистякова

Елена Евгеньевна

Донской, 2014

1. Введение.

7. Список литературы.

1. Введение.

М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследие, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.

Я не случайно заинтересовалась поэзией этого великого человека. Мне хотелось, хотя бы немного разобраться в его творчестве.

Как человек, создавший так много стихов о демоне, обращается к молитвенной лирике. Так над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году - и это восьмая редакция! Поэт всю жизнь прожил под страшным взором демона- мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» 1 - так думал юный поэт. Но в тоже время (в 1829 году) поэт обращается к жанру молитвы и создаёт прекрасное стихотворение «МОЛИТВА» («Не обвиняй меня, всесильный») , а несколько лет спустя создаёт и другие произведения с таким заголовком.

Гипотеза исследования :

Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

Цель работы: проанализировать молитвенную лирику, понять, что просит поэт у Бога, чему он молится.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме,

2. Проанализировать стихотворения "Молитва" 1829, 1837, 1839 гг.,

3. Сравнить стихотворения и выявить различие между ними.

2. Анализ стихотворения "Молитва" 1829 года.

Молитва – это проникновенное обращение верующего человека к Богу. «Молитва есть выражение высших христианских добродетелей – веры, любви и надежды» 2 . Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова.

В юношеском стихотворении «Молитва» поэт обращается с покаянием к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями).

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю, 3

Но одновременно возникает «За то, что...», передающее нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь. 4

В быстрой смене состояний рождается трагическое противостояние всевышнему, растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «Я» и Богом, которая пока еще признается животворной

Но все чаще место «живых речей» занимают «заблужденья», душу захлестывают неистовые стихии (клокочущая «лава вдохновенья», «дикие волненья» земных страстей); гордость не дает принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к всевышнему - страшно («...мир земной мне тесен / К тебе ж проникнуть я боюсь»), ибо это означает отказ от своего пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни «Я». Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь. 5

Вторая строфа не только продолжает, но во многом противостоит первой:

1 строфа

2 строфа

Просительно-молитвенная интонация («не обвиняй... не карай...»)

Вызывающая (« угаси... преобрати... останови»). Герой говорит с «всесильным» уже как с равным, отказываясь одолевать собственные страсти.

Лирический герой чувствует себя грешником

Лирический герой показывает сверхчеловеческие силы («дикие волненья» оборачиваются «ч́́удным пламенем», и в этом чудном пламени «всесожигающего костра» мерцает отблеск того, кого чуть позже Лермонтов назовет «мой Демон»

Животворная роль творца

Умертвляющая роль («угаси... чудный пламень», «преобрати... сердце в камень»)

Только ценой сурового обуздания и укрощения всесильный может обратить лирического героя на «путь спасенья».

Возможность подобного трагического распутья была предуказана в Евангелии: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» 6 . Но последним и едва ли не главным препятствием на этом пути оказывается творческий дар, «страшная жажда песнопенья». Здесь достигает высшего накала спор героя с Богом.

«Мир земной мне тесен» указывает на полную безысходность.

Но разлад с творцом не всегда был свойствен лирическому герою,

На что указывают заключительные слова: «снова обращусь».

В «Молитве» духовному взору поэта впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что путь, которым он пойдет, оставаясь верным своему «Я», не приведет его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» передает смятение, раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.

Итак, мы видим, что уже в ранних стихах у Лермонтова появляются две музы - одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая - муза, помнящая небесные «песни святые». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз.

3. Анализ стихотворения "Молитва" 1837 года.

В 1837 году Лермонтов обращается к «теплой заступнице мира холодного».

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную 8 .

Это слово не о себе. За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной»(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В.А.Лопухиной). Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано поэтом то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в трудную минуту надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, - у Божией Матери.

В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.

Внутренняя драма героя отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает героя с другой стороны: трагедия духовного одиночества не разрушила его участия и глубокой заинтересованности в судьбе другого человека.

«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти. Существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает» 9 .
Строка «Теплой заступнице мира холодного» становится кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества. «Холодный мир» для поэта не абстракция, а совершенно определённое понятие. В соединении с «тёплой заступицей» они создают поразительную антитезу. В этой своей «Молитве» Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва – это в основном молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.

4. Анализ стихотворения "Молитва" 1839 года.

Ещё через два года, в1839 г., Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение "Молитвой" ("В минуту жизни трудную...").

Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко 10 ...

Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко...» Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире.

А теперь основной смысловой акцент - образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
«Непонятная» прелесть и сила святого слова - вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое - результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.

5. Вывод.

Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность этих произведений. По-моему, М. Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.

  1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.

Стр. 121.

  1. О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в Храме Божьем. СП»Интербук». Стр. 9
  2. ,4. , 5. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988. Стр. 35

6. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –

Евангелие от Матфея. Глава 10, стих 39. Стр. 1024

7. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –

Российское Библейское Общество. Москва. 1993г.

Евангелие от Матфея. Глава 7, стих 13. Стр. 1019

8. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.

И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.

Стр. 162

9. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.

И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.

Стр. 679

10. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.

И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.

Стр. 179

7. Список литературы

1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм.

И.С.Чистовой; Всупит. ст. И.Л.Андронникова. – М.:Правда, 1988.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. –

Российское Библейское Общество. Москва. 1993г.

3. О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в Храме

Божьем. СП»Интербук».

4. Балявин В. Недопетая песня России (М.Ю. Лермонтов) // Мы. - 1990.- N2.-

С.175-185.

5. Виноградов М.И. По живому следу: Духовные искания русской классики.

Литер.-критич. статьи. - М., 1987.

Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).

Полный текст произведения:


Анализ

Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой. Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника». Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.

Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.

Проблемы, отраженные в стихотворении

Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.

Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.

Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).

Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.

Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.

Анализ структуры стихотворения «Молитва»

Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.

Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».

Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».

В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).

Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.

В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.

Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).

Тема: МОЛИТВА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ. М.Ю. Лермонтов «Молитва» (1837), «В минуту жизни трудную…» (1839)

Цели: познакомить уч-ся с произведениями, помочь понять высокие евангельские истины, развивать умение анализировать художественный текст, понимать связь мировоззрения автора с его творчеством.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя

На предыдущих занятиях мы убедились, что практически каждый русский поэт обращается в своем творчестве к теме Бога, веры, покаяния.

- Как выдумаете, почему эти образы возникают в художественных произведениях?

(Человеку свойственно задумываться об устроении мира, о смысле жизни, о смерти; искать ответы на важные философские вопросы).

А когда человек приходит к пониманию того, что существует Творец всего сущего, он начинает искать с Ним общения.

- Каким образом это общение происходит? Что такое молитва?

Слово «молитва» образовано от глагола «молить» - просить смиренно, покорно и усердно ( Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка). Молитва – обращение человека к Богу, в котором он восхваляет и славословит его величие, благодарит за явленные милости, исповедуется и кается перед ним в своём недостоинстве, высказывает личные нужды и прошения ( Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни).

Потребность "говорить к Богу", открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики.

Обратимся к стихам русских поэтов.

М.Ю. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

1837

История создания

Это стихотворение Лермонтов ввел в текст письма М.А. Лопухиной от 15.02.1838г. под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось…». Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой женщины, о её душе. Перед нами - монолог, исполненный истинного христианского чувства. В основу текста положен главный христианский постулат - любовь к ближнему. Лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе: он молится за ближнего.

Анализ стихотворения

- Каким вам представляется лирический герой этого стихотворения?

(Это одинокий, «безродный странник», с «пустынной душой», возможно, далекий от покаяния)

- В каком значении здесь употреблено слово «странник»?

(Конечно, это не путешественник, а человек, ищущий и пока не находящий свое место в мире)

- Кого из Лермонтовских героев он вам напоминает?

(Григория Александровича Печорина – героя своего времени, лишнего человека в своем же обществе)

- О ком же молится герой стихотворения? Как его молитва меняет наше представление о нем?

(На первый план выходит возлюбленная лирического героя – чистая и беззащитная перед враждебными силами «мира холодного» душа. Мольба за неё раскрывает лучшие качества и самого лирического героя – мы видим, что он не утратил способности любить и заботиться о том, кто нуждается в участии. Возможно, герой считает себя недостойным помощи Матери Божией, но за другого он просит искренне и с нерушимой верой в то, что молитва его будет услышана)

Комментарий учителя

«Молитва» сближается с народно-христианскими представлениями о «заступнице усердной рода христианского». Замечено, что русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через неё ко Христу. Образы и иконы Богоматери многообразны, точно вся многообразная народная скорбь и печаль прибегала к небесной заступнице. Молитва к Богоматери - простейшая, детская, женская молитва .

-Какая строка кажется вам кульминационной? Обоснуйте свое мнение.

(Строка «тёплой заступнице мира холодного » является кульминационной. Слова эти не случайные, а итоговые, за ними встаёт вся трагическая философия Лермонтова. Образ «холодного мира» знаком читателю и по другим стихам поэта. Но пока есть «теплая заступница», этот «холодный мир» не способен погубить человека – нужно только от всей души обратиться за помощью к Богоматери)

- В чем вы видите связь стихотворения Лермонтова с христианством и православием?

(В «Молитве» Лермонтова есть тот «необыкновенный лиризм», который, по мнению Гоголя, «исходит от наших церковных песен и канонов». И действительно: в акафистах Богородице «Нечаянныя Радости» и «Державныя» говорится о «Теплой Заступнице и Помощнице роду христианскому»; в акафисте Троеручице поётся, что она согревает "хладные сердца наша")

- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

(«Молитва» - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Как трогательно, по-детски, вырвалась последняя мольба лирического героя:

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Разве бывают ангелы лучше или хуже? Но именно самого лучшего просит Лермонтов, опасаясь, что и ангел окажется недостойным его любимой)

« Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

1839

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

История создания

«Молитва» 1839 года посвящена Марии Алексеевне Щербатовой. Одна современница поэта вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все мол итвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» Александра Осиповна Смирнова сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), которое преподнес ей.

Анализ стихотворения

- Каким настроением пронизано это стихотворение? Кажется ли оно грустным, печальным, тоскливым?

- Почему «минута жизни трудная», когда грусть теснит сердце, полностью растворяется, почему рассеиваются сомнения и становится легко на душе?

- О чем «плачется» лирическому герою во время молитвы?

(Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.

Человек, обратившийся с молитвой к Господу, начинает осознавать свои грехи и свою немощность, слезы покаяния очищают его душу.

Когда человек доверится Богу, вручит свою судьбу в Его Руки, он почувствует себя защищенным, ему уже не о чем будет беспокоиться, потому что Господь все устроит лучшим образом к пользе каждого)

- Какие слова кажутся вам кульминационными?

(Особое внимание обратим на слово «благодатная». Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека, сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово «благодатная» как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету. Сила воздействия молитвы остается тайной для самого поэта: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них", ведь молитва – это единение души с Богом, которую не всегда можно передать словами)

- Какие чувства и переживания вызывает это стихотворение у читателя? Почему это происходит?

(Поэт хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере, потому что это состояние души близко каждому, кто испытал силу молитвы)

Д/З