Иван III – краткая биография. Иван III. Объединение русских земель. Государственные реформы Ивана III Завершение объединение русских земель при василии 3

Заключительными этапами «собирания» русских земель Москвой стали присоединения Ярославской, Ростовской, Тверской и Новгородской земель, а также западнорусских, входивших в состав Великого княжества Литовского. Паде­ние независимости Ярославля пришлось на 60-е годы XV в, а Ростов присоединяется в 1474г.

Наиболее сложной задачей было присоединение Новго­рода, где традиции независимости оставались очень сильны­ми, несмотря на то что в 1456 г. по Яжелбицкому соглаше­нию в Новгороде усиливалась судебная власть великого (мо­сковского) князя, а новгородцы лишались права самостоя­тельности в международных делах. События осложнялись тем, что в городе сложились две политические группировки, пер­вая из которых ориентировалась на Литву, а вторая на Мо­скву. В 1471 г. пролитовская «партия», возглавлявшаяся Мар­фой Борецкой, «посадницей» (вдовой посадника), и ее сы­новьями, заключила договор с великим князем Литовским и Польским королем Казимиром IV, который, присылая сво­его наместника, тем не менее обещал сохранить новгород­ские вольности и «оборонять» Новгород от Москвы.

В ответ на это Иван III двинулся в поход, в который вы­ступили также подчиненные ему князья. На р. Шелони в ию­ле 1471 г. новгородцы, бившиеся неохотно (полк архиепи­скопа вообще не принял участия в сражении), потерпели поражение. Новгород заплатил 15 тыс. рублей, но пока оставался независимым, хотя обязался не вступать впредь в от­ношения с Литвой. В последующие годы в Новгороде ожила пролитовская «партия», но укреплял спои полиции и Иван III. А в конце 1477 г. он предпринимает новый поход. Город был окружен плотным кольцом московских войск. Великий князь предъявил вечевым властям жесткий ультиматум, означавший ликвидацию Новгорода.

В январе 1478 г. Новгород капитулировал, вече отменялось, вечевой колокол увезли в Москву, а вместо посадников и тысяцких стали править московские наместники. Земли наи­более враждебных Ивану III бояр (в том числе Марфы Борецкой) были конфискованы. А в 1484 - 1499 гг. происходи­ло массовое выселение остальных новгородских бояр. Их земли отдали московским служилым людям.

К Москве отходили и северные новгородские земли. Та­ким образом, Тверские земли оказались окруженными поч­ти со всех сторон. Тверской князь Михаил Борисович выну­жден был заключить союз с Каземиром IV. Этого только и ждал Иван 111. В сентябре 1485г. московские войска подо­шли к Твери, Михаил бежал в Литву. ТВЕРСКИМ наместником стал сын Ивана Ш Иван Иванович. Присоединение Твери означало в основном окончание процесса территориального объединения русских земель. Полностью это было осуществлено при Василии Ш Ивановиче (1505 - 1533), при кото­ром к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). «Чего не успел довсршить, Иван 11, то доканчивал Василий»,- писал русский историк С- Ф. Платонов.


Несколько ранее, в результате двух русско-литовских войн (1487- 1494 и 1500- 1503), к Руси отошли Чернигово-Северская земля и восточная часть Смоленской земли, а в 1514г. и сам Смоленск.

В XV в. происходит распад некогда могущественной Зо­лотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым (здесь ут­вердилась династия ханов Гиреев), Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Пре­емницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой должны были платить дань русские князья.

Это «традиция» была нарушена Иваном III в 1476 г. Тогда, воспользовавшись неблагоприятными условиями для мос­ковского князя (конфликт с братьями из-за уделов, напря­женность на западных границах), хан Большой Орды Ахмат, собрав почти 100-тысячное войско и заключив договор с литовским князем Казимиром, выступил в поход.

Иван III, находясь в сложной ситуации, не решался на круп­ные военные действия, хотя его войска стояли в ожидании на Оке. В начале октября обе рати оказались друг против друга на берегах притока Оки - Угры. Дважды пытался Ах­мат форсировать небольшую, но бурную речку, и оба раза был отброшен. Не дали результата и переговоры.

Не пришел на помощь и Казимир IV, на владения которо­го совершил набег союзник Ивана III и враг Ахмата крым­ский хан Менгли-Гирей. Выпавший в начале ноября 1480г. снег как бы похоронил последние надежды ордынцев. 11 но­ября Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре погиб. Так закончилось «стояние на Угре», приведшее к неизмеримо большим результатам, чем сражения: данническая зависи­мость была уничтожена,

Видимо, не являясь крупным военным стратегом, Иван III обладал талантом дипломата. Именно это привело к той ситуации на политической карте Европы, которую лако­нично сформулировал не чуждый занятиям русской истори­ей Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стис­нутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена вне­запным появлением огромного государства на ее восточных границах». В 1462 г. Иван Ш наследовал территорию, размеры которой не превышали 430 тыс. кв. км. при вступлении на пре­стол его внука - Ивана IV в 1533 г. территория единой Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 28ОО тыс. кв. км.

Политика Ивана III (1462-1505). В его правление сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и пр. При нем было свернуто Монголо-татарское иго (Стояние на Угре, 1480). Составлен Судебник 1497, (18 вопрос) развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула – Великий Князь Всея Руси.

Основой Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте.

Политика Василия III (1505-1533) Энергично боролся за централизацию русского государства: при нем были присоединены к России последние полу самостоятельные русские земли – Псков (1510), Волоцкий удел (1513), Смоленск (1514), Рязань (1521).

Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV - начало ХVI вв.).


При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.


В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.


Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв.: государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество. государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.


Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах. укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.


Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию.


Верховный правитель московский князь верховным собственником земли всей полнотой судебной и исполнительной власти. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие. приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.


При Иване III местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя. местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.


Местничество Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости. Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.


Иван III В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).


На Руси началось складывание крепостного права Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.




Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние. Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем. Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.


Иван III Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление.


Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.)


При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу


Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь". В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".


Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.


Идеология Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.


1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.


2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь). В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов.


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

Завершение объединения русских земель приходится на вторую XV века.

Иван 3. Объединительная политика.

Наследником престола после смерти Василия Темного в 1462 стал его сын Иван, которому на тот момент было 22 года. Этот правитель является во многом ключевой фигурой для российской истории, поскольку он придал завершенность объединению земель вокруг Москвы и покончил с 240-летним ордынским игом.

Ивана характеризуют как властного, умного и дальновидного политика, однако также говорят, что он мог прибегать к интригам и коварству.

Первым делом Ивана на престоле было окончательное объединение Северо-Восточной Руси. В 1463 ярославский князь уступил свое княжество волостями Ивану, в 1472 присоединил Пермь Великую, в 1474 прибрел оставшуюся часть ростовского княжества, а в 1485 году окончательно была присоединена Тверь. В 1489 в состав Московского княжества вошла Вятская земля, а в 1503 к территориям Руси присоединились князья западных русских областей от Литвы – Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Отдельная заслуга Ивана состояла в том, что он смогу присоединить Новгород Великий.

В 1410 в Новгородской республике была реформа посаднического управления – усилилась олигархическая власть боярства, а вечевой строй утратил свое прежнее значение. После 1456 года князь в новгороде являлся высшей судебной инстанцией. Новгород опасался подчинения Москве. По этой причине группа горожан во главе с посадницей Марфой Борецкой и Дмитрием Исааковичем собрались заключить соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы, где в то время правил король Казимир. Намерения новгородцев передать свою церковь под юрисдикцию итовского митрополита Григория были подходящим поводом для Ивана для того, чтобы начать войну. И она вспыхнула в 1471 году. Казимир не оказал действенной помощи Новгороду и на реке Шелони они были разбиты войсками Ивана 3. Был подписан Коростынский договор: Новгород был ограничен в суеринитете, но сохранял самобытное устройство. Однако после этого случая Иван стал часто туда наведываться и чинить суд и управу, кстати, руководителей пролитовского движения жестоко казнили. Весной 1477 года якобы прибыло посольство к князю, которое подтвердило зависимость Новгорода от Ивана. Однако в самом городе от этой идеи отреклись и были эти возмущены, вновь возникли призывы идти к Казимиру. Поэтому осенью Иван подошел к городу и начались переговоры, по которым новгородская автономия была упразднена, и в 1478 году из Новгорода был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.



Во время проведения свое объединительной политики Иван руководствовался несколькими принципами, главным из которых было его стремление к сокращению числа удельных княжеств. После того, как исчезли все самостоятельные княжества, Иван стал убирать московские уделы, все территориальные приобретения прошлых лет и новые приобретения не подлежали родственному разделу. Таким образом Иван провел политику предотвращения феодальной войны.

Иван 3. Освобождение от татарского ига.

Создание единого государства было невозможным без освобождения от монголо-татарского ига. Однако для того, чтобы это сделать, требовалась широкая мобилизация ресурсов и военной мощи, а также активизацию внешней политики. К тому моменту Золотая Орда представляла собой уже осколок от некогда громадной империи – части империи были разбиты на Казанское, Сибирское, Крымское и Астраханское ханства.

К концу 1470-ых годов нарастающее могущество Русского государства стада тревожить Орду. По этой причие литовский князь Каимир и хан Орды Ахмет заключили союз против Москвы. В ответ на это Иван 3 заключил союз с врагом Орды – крымским ханом Менгли-Гиреем. Ахмет хотел восстановить могущество Золотой Орды, поэтому готовился к походу крайне тщательно.

У самого Ивана в этот момент возникли проблемы с братьями. Они были возумщены тем, что вопреки традициям, Иван не раздает новых завоеванных земель в удел своим родственникам. Братья со своими войсками стояли в города Великие Луки, а это позволяло им в случае чего искать поддержки даже у Казимира, злейшего врага Ивана. При этом собирался нападать золотоордынский хан, и в этой ситуации Ивану пришлось пойти на уступки братьям: к ним был послан духовник Вассиан, который передал, что Иван отдает братьям на откуп Алексин и Калугу. Таким образом, войска братьев стояли вместе с войсками Ивана на Угре.



Осенью Ахмет подошел к притоку Оки реке Угре для того, чтобы соединиться с войсками Кзимира и переправиться через реку. Полки князя вышли раньше и воспрепятствовали переправе. Так началось именно «стояние» на реке. Союзник Ивана Менгли-Гирей нанес поражение войскам Казимира, поэтому он не смог помочь своему союзнику. Иван 3 колебался, многие его не поддерживали и говорили, что необходимо дать генеральное сражение и наголову разбить татар. Так или иначе, хан простоял на Угре несколько недель, но вскоре, то ли из-за холодов, то ли из-за известия о том, что Сибирское ханство напало на столицу Орды Сарай, повернул обратно и ушел, по дороге разорив литовские владения.

Русское государство освободилось от 240-летнего ига татар. Сама Орда потерпела свой крах в 1502 году, когда Менгли-Гирей нанес ей такое поражение, что она более никогда не возрождалась.

Василий 3. Объединительная политика.

После смерти Ивана 3 в 1505 году ему наследовал его сын Василий 3. Он продолжил борьбу за отмену системы уделов и вел себя так, как подобает государю. Поскольку к смерти Ивана 3 оставалось неприсоединенными всего лишь несколько княжеств и земель, то его сын окончательно завершил объединение.

Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, в 1510 году он захватил Псков, бывший под литовским влиянием. Вечевой строй был упразднен, а городом стали управлять московские наместники. В 1514 был присоединен Смоленск, а в 1521 в состав Русского государства вошла Рязанская земля.

Иван 3 и Василий 3. Внутренняя политика.

Объединение земель вокруг Москвы вело к складыванию единой системы государственного управления. После окончательного присоединения всех земель и освобождения от ордынского ига Иван 3 присвоил себе титул «Государя Всея Руси Великого князя... земель». Появился герб государства – двуглавый орел и был возведены стены кирпичного Кремля.

Шел процесс формирования государева двора, в границах которого происходит сословное определение титулованной и нетитулованной знати. В присоединенных землях князья становились боярами московского государя (процесс обояривания князей), их бывшие княжества стали называться уездами и управляться московскими наместниками. Наместники назывались боярами-кормленщиками, поскольку за службу получали корм – часть от налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Порядок назначения должности получил название местничества – право на занятие должности зависело от положения твоих предков. Возникли территориально-уездные служилые корпорации, которые тормозили консолидацию правящего сословия.

Начал складываться государственный аппарат управления. Была создана Боярская Дума в качестве законно-совещательного органа при монархе. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре\окольничьи – чины). Кроме того, в Думе заседали и князья из присоединенных земель, которые признал главенство Москвы. Существовало два государственных ведомства – Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна же управляла государственными архивами, печатью, финансами. Эти ведомства управлялись дьяками – людьми, которые специализировались на постоянной работе в государственных органах. Это – самое-самое начало приказной системы.

Основой экономики оставался экстенсивный путь хозяйства и сельское хозяйство. Существовали разнообразные типы поселений, где главной фигурой был земледелец (крестьянин), который обладал широкой правоспособностью. (Об этом и Судебнике – чуть ниже).

С получением такого большого количества земель в руках власти получает распространение поместная система. Основной задачей высшего сословия теперь является служба государю, за которую им выдается надел.

В 1497 году был создан Судебник – новый свод законов единого государства, который содержал в себе 68 статей. Он унифицировал судебные и процессуальные нормы. Однако самой важной была статья 57, которая ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому и давала разрешение это делать исключительно в установленное время – за и после недели до Юрьева дня (26 ноября). При уходе крестьянин платил феодалу плату за пожилое – за годы, прожитые на старом месте. Этот шаг был одним из важнейших на пути к крепостному праву.

Отношения с церковью – появление ересей – стригольники, жидовствующие, стяжатели и нестяжатели. Закрепление пышного церемониала в государевом дворце.

При Иване III была сформирована теория «Москва-третий Киев». Теория «Москва-третий Рим» была сформирована уже после его смерти.

Политическую идеологию Русского государства XIV-XV веков выразил Д.С.Лихачев в своей теории «Москва-третий Киев». Согласно его теории, Москва претендовала на политическое наследие Киева, а затем Владимира. Для того, чтобы показать преемственность Москвы, стоит обратиться к «Сказанию о князьях владимерских».

«Сказание о князьях владимирских» - это литературно-публицистический памятник XVI в., который использовался в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе данного «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой - возможно, являлся родственником Рюрика. (убери,возможно, это легенда, тут вообще правды нет).

В 51 году до н.э. Август после захвата Египта дал своим родственникам провинции в управление. Пруса, одного из своих родственников, он послал на «на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море» . Четыре поколения родственников Пруса жили там, поэтому эта земля называлась Прусской.

Князь Владимир являлся родственником Рюрика в четвертом поколении, он принял христианство (в 988 году). Его правнук-Владимир Всеволодович Мономах стал князем в Киеве и, собрав войско, отправился во Фракию-область Царьграда, и завоевал ее и возвратился с богатой добычей.

Вторая легенда, входящая в данное «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха, который подтверждал становление русских князей от Бога.

Время появления этих легенд не установлено, и об их существовании нет никаких данных до начала XVI века. Важно и то, что в легендах нет упоминания Софьи Палеолог-племянницы последнего императора Византии, хотя само сказание датируемо XVI веком. Это может означать, что Софья не является важной политической фигурой в делах Московского государства. Таким образом, можно сделать вывод, что Москва являлась политической наследницей Киева и Владимира, что могло было использовано для формирования политической идеологии Московского государства конца XV-начала XVI века.

Таким образом, мы видим существование двух параллельных тенденций, благодаря которым Московское государство могло претендовать на политически активную и важную роль в международных отношениях. С одной стороны, это династические связи с Византийскими императорами, чей авторитет признавался во всей Европе, с другой стороны – обоснование преемственности к Киевским князьям, которые почитались как русскими князьями, так и многими европейскими правителями.

Междоусобная война второй четверти XV в.

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. После смерти великого князя, Юрий как старший в княжеском роду, начал борьбу за великокняжеский престол с племянником - Василием II (1425-1462гг.). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Борьба шла по всем «правилам средневековья», т.е. в ход пускались и ослепление, и отравление, и обманы, и заговоры. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343г.), Нижний Новгород (1393г.) и ряд земель на окраинах Руси.

Завершение процесса объединения русских земель при Иване III

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505гг.) и Василия III (1505-1533гг.) Иван III после присвоения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель». Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться централизованный аппарат управления.

Т.о. сам процесс объединения Руси затянулся более чем на двести лет, пройдя в своем развитии три основных этапа. На первом этапе (первая половина XIV в.) произошло выделение основных центров притяжения, которыми и стали Тверь и Москва. Если Тверь уже к концу XIII в. представляла из себя динамично развивающееся княжество, то Москва лишь к середине XIV в. усилиями московских князей и, прежде всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться, "сверхлояльности" к Орде сумела получить дополнительные преимущества и в соревновании за первенство на Руси. Одним из важнейших среди них стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита, что превращало ее в церковный центр Руси.

Все это привело к тому, что главным содержанием второго этапа стала упорная борьба Москвы и Твери, в которой победа осталась за первой. Если на первом этапе успех Москвы был во многом обусловлен поддержкой Орды, то на втором, напротив, именно вступление московского князя Дмитрия в открытое военное противоборство с татарами обеспечило ему широкую социальную и политическую поддержку и, в конечном счете, победу в споре за лидерство. Колоссальное поражение, которое было нанесено татарам в Куликовской битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус центра национально-освободительной борьбы по освобождению Руси от ордынской зависимости. Фактически именно это привело к окончательному перемещению объединительного центра в Москву.

Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих московских князей на третьем этапе (XV в.), которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников. На первый взгляд, этому противоречит разгоревшаяся во второй четверти XV в. "феодальная война", однако, если мы глубже вглядимся в истоки этого конфликта, то обнаружим, что он представляет из себя, хотя и крупный, но все же банальный династический конфликт, в котором решался не вопрос о сохранении или ликвидации удельных порядков на Руси, а лишь о том, какая ветвь московского рода будет возглавлять процесс объединения. Поэтому не удивительно, что после завершения этого конфликта ход объединения заметно ускорился, особенно после присоединения Новгорода при Иване III в 70-х гг. XV в. При Иване III удалось решить и еще одну важную задачу - окончательно разрушить притязания Орды на взимание дани с Руси. Известное "стояние" на р.Угре (1480 г.) знаменовало окончательный переход от оборонительной к наступательной политике в отношении Орды.

русский москва государство князь

По характеру острожный и осмотрительный, он избегал в политике чересчур смелых действий, достигая крупных целей не сразу, а несколькими последовательными шагами. Такая тактика ярче всего проявилась при присоединении к Москве Новгорода и Твери. Новгород, ставший в тесную зависимость от Москвы ещё по заключенному при отце Ивана III Яжелбицкому договору 1456 года, попробовал вернуть себе прежнюю самостоятельность. В среде новгородского купечества образовалась сильная партия друзей Литвы во главе с влиятельной фамилией Борецких. В 1470 эта партия пригласила княжить в Новгород православного литовского магната Михаила Олельковича. Вскоре новгородцы заключили договор с королем польским и великим князем литовским Казимиром о передаче под его власть – вместо московской.

Узнав об этом, Иван III двинулся к Новгороду с большой армией. Надежды новгородцев на помощь Казимира не оправдались. 14 июля 1471 московский воевода Даниил Холмский разбил новгородское ополчение на реке Шелони . Ещё одну вражескую рать москвичи победили на Двине. Новгород был вынужден порвать союз с Литвой и дать обязательство не возобновлять его в будущем, уплатить Ивану III большой «окуп» (15 с половиной тысяч рублей) и уступить ему некоторые области. Ещё по Яжелбицкому договору 1456 суд московской князя признавался верховной инстанцией для всех новгородских тяжб. Пользуясь этим, Иван III в 1475 приехал в Новгород и разбирал здесь судебные дела. Затем жалобы новгородцев стали приниматься и в Москве.

В Новгороде продолжались столкновения между московской и литовской партиями. За первую стояло в основном простонародье, а за вторую – купеческая знать. Видя, что положение остаётся неспокойным, Иван III втайне готовился окончательно уничтожить автономию Новгорода. В 1477 прибывшие в Москву новгородские послы (видимо, сторонники московской партии) назвали Ивана III не «господином», как обычно, а «Государем». Иван усмотрел в этом просьбу принять владения Новгорода под полную московскую власть. Новгородское правительство стало утверждать, что не давало своим послам полномочий просить этого. Иван III в ответ обвинил новгородцев в причинении бесчестья. В октябре 1477 великий князь вновь открыл кампанию против Новгорода и взял его в осаду. У жителей не было сил обороняться; кроме того, значительная их часть стояла за Москву. 15 января 1478 новгородцы присягнули Ивану III, согласившись больше не собираться на своё буйное вече и передать полномочия новгородского правительства великокняжеским наместникам. Вожди литовской партии были схвачены и отправлены в московские тюрьмы.

В 1479 оставшиеся на воле сторонники Борецких при подстрекательстве короля Казимира пробовали поднять в Новгороде восстание. Но оно было подавлено, его вожди казнены, новгородский архиепископ Феофил низложен. Более 1000 богатых семей Иван III выселил из Новгорода в другие места, заменив их москвичами. Подобные выселения потом повторялись не раз, особенно широко – в 1488 г., когда из Новгорода было переведено 7000 зажиточных граждан. В 1489 Иван III уничтожил и автономию Вятки. Из вечевых городов самостоятельность пока сохранил лишь Псков.

Марфа Посадница (Борецкая). Уничтожение новгородского веча. Художник К. Лебедев, 1889)

Завершение объединения русских земель при Иване III – кратко

В состав непосредственных владений Москвы при Иване III вошли и уделы большинства соседних князей. В 1463 на это добровольно согласились ярославские князья, а в 1474 – ростовские. В обмен на потерю удельной независимости лишившиеся её владетели зачислялись в состав московского боярства . Самым крупным из соседних с Москвой княжеств оставалось Тверское. В 1484 его владетель, Михаил Борисович, следуя примеру Новгорода, заключил союз с Казимиром литовским и женился на его внучке. Иван III открыл войну против Твери. Одержав в ней победу, он поначалу удовольствовался согласием Михаила Борисовича порвать союз с Казимиром. Но тверской князь вскоре вновь завязал с Литвой связи, и осенью 1485, после недолгой осады Твери, Иван III окончательно низложил Михаила и присоединил его удел к московским владениям. В том же году к Москве по завещанию местного князя перешла Верея.

Внутри самого московского княжества также существовали уделы братьев Ивана III. Когда в 1472 умер один из них, бездетный Юрий Дмитровский, Иван присвоил оставшиеся после него земли целиком, не поделившись, вопреки обычаю, с другими братьями. Великий князь не дал родственникам ничего и из областей покорённого Новгорода. Раздосадованные братья Ивана, князья Борис Волоцкий и Андрей Углицкий (Андрей Большой), пробовали поддержать новгородское восстание 1479 г., искали помощи у Литвы, но во время татарского нашествия 1480 помирились с братом. Однако взаимная подозрительность далеко не исчезла. В 1491 Иван III арестовал Андрея Углицкого за отказ участвовать в походе на татар. Спустя три года Андрей умер в заточении, а удел его был присоединён к Москве. Новое правило нераздельного наследования выморочных уделов одним великим князем к концу правления Ивана III установилось прочно.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Войны Ивана III с Литвой

Многие князья восточной границы Великого княжества Литовского издавна тяготели к Москве. В начале правления Ивана III князья Воротынские, Бельские и некоторые другие перешли с литовской службы на московскую. Рост числа таких переходов привёл к русско-литовской войне 1487-1494 (по другой датировке – 1492-1494). В результате неё в состав Московского государства вошла большая часть Верховских княжеств (с городами Белёв, Одоев, Козельск, Новосиль, Вязьма). По окончании войны великий князь Литовский Александр женился на дочери Ивана III, Елене, в попытке установить не только мирные, но и союзные отношения между Москвой и Литвой. Но этот брак не дал желаемого результата. В 1499 вспыхнула новая русско-литовская война, ознаменованная крупной победой войск Ивана III на реке Ведроше. По окончившему эту войну мирному договору 1503 москвичи получили Северские княжества с городами Черниговым, Стародубом, Новгородом-Северским и Путивлем.

Падение татарского ига – кратко

При Иване III Московская Русь окончательно освободилась от татарского ига. Уже с середины XV столетия Москва посылала дань распавшейся Золотой Орде лишь время от времени и в небольших размерах. Во время первой войны Ивана III с Новгородом хан Золотой Орды Ахмат по наущению Казимира польского двинулся (1472) в поход на Москву, но взял только Алексин и отступил от Оки, за которой собралось мощное московское войско. В 1480 г. Ахмат вновь пошёл на Русь. Воеводы Ивана III встретили татар на реке Угре. Всю осень две враждебных рати простояли на разных её берегах, не решаясь напасть друг на друга. С наступлением в ноябре холодов Ахмат отступил, и попытки вновь обложить Москву данью со стороны Золотой Орды прекратились.

Ещё до этого Иван III сам развернул наступление против осколков Золотой Орды. В конце 1467-1469 русские армии совершили несколько походов на Казань и заставили местного хана Ибрагима признать себя московским подручником. После смерти Ибрагима московские рати силой утвердили в Казани одного из его сыновей, Мухаммеда-Аминя (1487), – на правах зависимого от Москвы владетеля. В 1496 г. Мухаммед-Аминь был свергнут казанцами, но вскоре они признали над собой власть назначенного Иваном III царевича Абдыл-Летифа, а потом (1502) – опять Мухаммед-Аминя. Хотя незадолго до смерти Ивана III Аминь отложился от Москвы (1505), перебил русских купцов и напал на Нижний Новгород, зависимость Казани от Руси была вскоре восстановлена новым великим князем Василием III. Хан крымских татар Менгли-Гирей был союзником Ивана III против Золотой Орды (чьи владения ограничились тогда Нижним Поволжьем) и Литвы. При содействии Менгли-Гирея Москва начала отправлять посольства в Турцию.

Укрепление великокняжеской власти при Иване III – кратко

Византийская принцесса внушила Ивану III более высокие представления о его власти. Москва приняла византийский герб (двуглавого орла) и многие торжественные формы византийского императорского церемониала. Великий князь стал более, чем прежде, величаться перед окружавшими его боярами . Те стали проявлять враждебность к Софье Палеолог. От Марии Тверской у Ивана был сын, Иван Молодой, умерший в 1490. Вслед за смертью Ивана Молодого стал вопрос о том, кто будет наследовать московский трон: рождённый Софьей от великого князя сын Василий или оставленный Иваном Молодым сын Дмитрий. При дворе сложились две партии: большинство знатных бояр стояло за права Дмитрия, а менее влиятельные придворные и чиновники – за Василия.

Этот конфликт соединился с распрями в церкви, где тогда выступила свободомыслящая ересь жидовствующих . Мать Дмитрия, молдавская княгиня Елена, поддерживала еретиков, а Софья Палеолог и её сторонники были враждебны им. В декабре 1497 г. Иван III арестовал сына Василия, заподозрив его сторонников в покушении на Дмитрия. 4 февраля 1498 г. Дмитрий был впервые в России венчан не на великое княжение, а на царство – как престолонаследник. Но уже в следующем году партия Дмитрия, возглавляемая боярами Патрикеевыми и Ряполовскими, подверглась разгрому. Не последней причиной в этом была её связь с жидовствующими. 14 апреля 1502 Иван III объявил своим наследником Василия.

Успенский собор Московского кремля. Построен при Иване III

При Иване III был составлен первый замечательный московский юридический памятник – Судебник 1497 , который, правда, касался больше не законодательных норм, а правил судопроизводства. После женитьбы на Софье Иван прилагал большие усилия к украшению ставшей теперь главным городом всего православного мира Москвы. Из Италии в Россию были вызваны искусные строители (Аристотель Фиораванти и др.), которые возвели в Москве новый, уцелевший и поныне Успенский собор , Грановитую палату, новые стены Кремля.