Положение основные слоев населения во второй половине XIX века план-конспект урока по истории (8 класс) на тему. Положение основных слоёв общества Положение основных слоев общества характеристика сословий

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

  • Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  • Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои".
  • 1. В 1897 г. в Российской империи была проведена первая всеоб­щая перепись населения. Согласно переписи, общая числен­ность населения страны составляла около 126 млн. человек (без Финляндии); собственно в России проживало 66 млн. че­ловек, в том числе в Сибири - 6,4 млн. человек.

    2. По-прежнему существовало сословное деление общества. В «Своде Российской империи» все население России де­лилось на 4 категории: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей. Высшим привилегированным сослови­ем оставалось дворянство, которое делилось на личное (сюда относились те, кто был причислен к сословию за хорошую службу) и потомственное. Городские обыватели - почет­ные граждане, купцы, мещане, ремесленники. Сельские обы­ватели - крестьяне, казаки. Но в конце XIX в., в процессе развития капитализма и ста­новления гражданского об­щества, все большее значе­ние приобретало классовое, т. е. экономическое, поло­жение человека. Формиро­вались два класса - буржу­азия и пролетариат, но со­хранялись и имели большие земельные богатства и фак­тическую власть - помещи­ки и самый многочисленный слой - крестьяне. Росла численность людей, которые зани­мались интеллектуальным трудом и художественным творче­ством, - интеллигенции: инженеров, врачей, адвокатов, жур­налистов, артистов и др.

    3. В 1879 г. крестьяне составляли 88% населения России. В де­ревне существовала круговая порука в уплате налогов, повин­ностей, без паспорта крестьяне не могли покинуть деревню. Жизнь в условиях общины при крепостном строе формиро­вала у крестьян такие черты, как коллективизм, чувство соци­альной справедливости, почитание старших, наивный монар­хизм, суеверия.

    4. Отмена крепостного права усилила процесс расслоения кре­стьян. Община помогала бедному крестьянину, поддержи­вала середняка в неурожайные годы, они держались за об­щину. Но в то же время появились новые крестьяне, которые хотели самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск. Лишь 17% крестьян были грамотными. Передовые мысли­тели России с сожалением отмечали, что крестьяне очень далеки от того, чтобы стать политически зрелыми граждана­ми, способными участвовать в государственной жизни.

    5. Официально представители буржуазии числились дворяна­ми, купцами, мещанами, крестьянами. Развивалось банков­ское дело. Управляющие банками так же, как и чиновники, входящие в правление банков и акционерных обществ, фак­тически являлись буржуазией. Они играли заметную роль в экономической жизни. Но длительное существование кре­постного строя, самодержавия не позволило сформироваться в России сплоченному, политически активному «третьему сословию». Многие промышленники были меценатами, под­держивали ученых, художников, артистов, давали деньги на создание картинных галерей, библиотек. Например, Савва Мамонтов оказывал помощь художникам В. А. Серову, К. А. Коровину, певцу Ф. И. Шаляпину. В своем имении Абрамцево он создал уникальный центр русской художе­ственной жизни, здесь были открыты мастерские резьбы по дереву и майолики.



    6. Рабочий класс в России имел несколько особенностей:

    > он был тесно связан с крестьянством, формировался в ос­новном за счет выходцев из деревни;

    > много заводов и фабрик размещались в селах, что наклады­вало отпечаток на образ жизни, быт рабочих: в страдную пору многие из них уходили на полевые работы;

    > был многонациональным;

    > высокая концентрация пролетариата на крупных предпри­ятиях;



    > высокая степень эксплуатации: рабочий день доходил до 15 часов;

    > борьба рабочих носила в основном экономический харак­тер.

    7. Русская православная церковь была господствующей в Рос­сии (70% населения - православные). Духовенство делилось на черное (монахи) и белое (священники, дьяконы). Было 4 духовных академии, 58 семинарий.

    8. Казачье население составляло 4 млн. человек, в том числе 400 тысяч находилось на военной службе. Во главе казачьих войск стоял атаман, а во главе каждого войска - наказной атаман с войсковым штабом. Казачество за военную службу получало от правительства землю и занималось также хле­бопашеством, огородничеством, виноделием, коневодством.

    9. Таким образом, во второй половине XIX в. происходит по­степенное стирание сословных перегородок и складывание общностей по экономическому, классовому признаку. Это буржуазия и класс наемных рабочих. Идет процесс демокра­тизации интеллигенции, появляется разночинная интелли­генция - выходцы из разных сословий: духовенства, мещан­ства, купечества, обедневшего дворянства; духовенство теряет былую замкнутость, и только казачество сохраняет традиционный образ жизни.

    Задание № 1.

    Проведите линии, показывающие, из каких сословий шло формирование классов и социальных слоев населения в конце XIX в.

    Примечание. Вопрос достаточно надуманный, так как соединительные линии можно провести между всеми категориями. Например, в конце XIX века в русской армии 54% офицеров происходили из дворян, 26% - из мещан и крестьян, 14% - из интеллигенции, 3% - из духовенства и 3% - из купцов. И подобная картина наблюдалась в каждом социальном слое.

    Задание № 2.

    А. Н. Энгелъгардт. Письма из деревни. Письмо девятое. 1880 г.
    «...Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб... хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...
    ...Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен,- вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях - едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут хуже...»
    1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа? 2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

    1. Особенностью крестьянской жизни была крайняя бедность, возникавшая из-за необходимости продавать хлеб в ущерб собственным интересам. 2. Причиной этому были значительно возросшие обязательные платежи (подати, выкупные, проценты), взимаемые с крестьян, в условиях малоземелья.

    Задание № 3.

    Заполните таблицу.

    Функции крестьянской общины

    Хозяйственные

    Землевладение и передел земли, выполнение повинностей, заведование общинным хозяйством и общинными суммами

    Социальные

    Взаимопомощь, круговая порука, сохранение традиций и обычаев, борьба с безнравственным поведением

    Фискально-полицейские

    Сбор податей, охрана порядка, разрешение споров и мелких судебных дел, задержание беглых и бродяг

    Задание № 4.

    Заполните таблицу.

    Задание № 5.

    Вставьте пропущенные в тексте фамилии.

    Из воспоминаний К. С. Станиславского.
    «Я жил в такое время, когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торгово-промышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством.
    Вот, например, Павел Михайлович Третьяков , создатель знаменитой галереи, которую он пожертвовал городу Москве. С утра и до ночи работал он или в конторе, или на фабрике, а вечерами занимался в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Через год-другой картины их попадали в галерею, а они сами становились сначала просто известными, а потом знаменитыми...
    Сергей Иванович Щукин собрал галерею французских художников нового направления, куда бесплатно допускались все желающие знакомиться с живописью. Его брат, Петр Иванович Щукин , создал большой музей русских древностей.
    Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства единственный в России театральный музей, собрав в нем то, что относилось к русскому и частью к западноевропейскому театру.
    А вот еще превосходная фигура из строителей русской культурной жизни... Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче Мамонтове , который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и создателем русской частной оперы, и меценатом в живописи... и строителем многих русских железнодорожных линий».

    Задание № 6.

    Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

    Требования морозовских рабочих
    «1. ...Мы, рабочие, требуем и просим, чтобы штрафы не превышали 5% заработанного рубля и чтобы рабочий был предупрежден о его плохой работе и вызывался не более двух раз в течение месяца.
    2. Вычет за прогул чтобы не превышал более одного рубля, но с тем, чтобы и хозяин также был бы обязан уплатить рабочему за прогул, происходящий по вине хозяйской: как то за простой... поломки машин и переделку оных на другие работы и пр., и пр. ... не менее сорока копеек в день или двадцати копеек в смену.
    3. ...Чтобы каждый рабочий мог получить полный расчет без всякого вычета и задержки, по заявлению рабочим за 15 дней о нежелании продолжать работу. Также и хозяин обязан объявить рабочему за 15 дней о его расчете, и все это записывалось бы в расчетные тетради...
    4. ...Полное удовлетворение рабочих за прогул со дня нашей остановки, происшедшей по вине хозяина. Прогульный день считать, по просьбе рабочих, не менее 40 коп. в день.
    Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки... Также и на будущее время... выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
    Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев... Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».
    1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова? 2. Выдвигали ли рабочие политические требования? 3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих? 4. Как были отражены требования морозовских рабочих в российском фабричном законодательстве?

    1. Причинами стачки стали ухудшение положения рабочих, жестокая эксплуатация со стороны владельцев и произвол администрации. 2. Политические требования не выдвигались. 3. О формировании организованного рабочего движения. 4. Принятое в 1886 году фабричное законодательство определяло порядок найма и увольнения, взаимоотношения администрации с рабочими, систематизировало штрафы и организацию труда на предприятиях.

    1863-1866

    Детям духовных лиц и выпускникам семинарий разрешено получение светского образования

    Устранение сословных барьеров и обновление духовенства

    1867

    Ликвидация наследственности приходов и право получения духовного образования для всех православных

    1869-1879

    Ликвидация мелких приходов, установление жалованья и пенсий для духовенства

    Улучшение материального положения и превращение духовенства в госслужащих

    Задание № 8.

    Составьте текст, используя приведенные ниже словосочетания.
    Отмена крепостного права. Либерализация образования. Демократизация интеллигенции. Сохранение сословных привилегий. Отсутствие политических свобод. Усиление антиправительственных настроений.

    После отмены крепостного права на начальном этапе реформ были предприняты шаги по либерализации образования . Это способствовало формированию и демократизации интеллигенции - нового социального слоя. Но, отсутствие политических свобод и сохранение сословных привилегий тормозили развитие общества и приводили к усилению антиправительственных настроений .

    Задание 1. Проведите линии, показывающие, из каких сословий шло формирование классов и социальных слоев населения в конце XIX в.

    Задание 2.

    А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни
    Письмо девятое. 1880 г.


    «...Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб... хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси...
    ...Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен,- вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях - едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут хуже...»

    1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
    2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

    1. Особенностью крестьянской жизни была крайняя бедность, возникавшая из-за необходимости продавать хлеб в ущерб собственным интересам.
    2. Причиной этому были значительно возросшие обязательные платежи (подати, выкупные, проценты), взимаемые с крестьян, в условиях малоземелья.

    Задание 3. Заполните таблицу.

    Задание 4. Заполните таблицу.

    Задание 5. Вставьте пропущенные в тексте фамилии.

    Из воспоминаний К. С. Станиславского


    «Я жил в такое время, когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торговопромышленными делами, вплотную заинтересовалось искусством.
    Вот, например, Павел Михайлович Третьяков , создатель знаменитой галереи, которую он пожертвовал городу Москве. С утра и до ночи работал он или в конторе, или на фабрике, а вечерами занимался в своей галерее или беседовал с молодыми художниками, в которых чуял талант. Через год-другой картины их попадали в галерею, а они сами становились сначала просто известными, а потом знаменитыми...
    Сергей Иванович Щукин собрал галерею французских художников нового направления, куда бесплатно допускались все желающие знакомиться с живописью. Его брат, Петр Иванович Щукин , создал большой музей русских древностей.
    Алексей Александрович Бахрушин учредил на свои средства единственный в России театральный музей, собрав в нем то, что относилось к русскому и частью к западноевропейскому театру.
    А вот еще превосходная фигура из строителей русской культурной жизни... Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче Мамонтове , который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и создателем русской частной оперы, и меценатом в живописи... и строителем многих русских железнодорожных линий».

    Задание 6. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.

    Требования морозовских рабочих


    «1. ...Мы, рабочие, требуем и просим, чтобы штрафы не превышали 5% заработанного рубля и чтобы рабочий был предупрежден о его плохой работе и вызывался не более двух раз в течение месяца.
    2. Вычет за прогул чтобы не превышал более одного рубля, но с тем, чтобы и хозяин также был бы обязан уплатить рабочему за прогул, происходящий по вине хозяйской: как то за простой... поломки машин и переделку оных на другие работы и пр., и пр. ... не менее сорока копеек в день или двадцати копеек в смену.
    3. ...Чтобы каждый рабочий мог получить полный расчет без всякого вычета и задержки, по заявлению рабочим за 15 дней о нежелании продолжать работу. Также и хозяин обязан объявить рабочему за 15 дней о его расчете, и все это записывалось бы в расчетные тетради...
    4. ...Полное удовлетворение рабочих за прогул со дня нашей остановки, происшедшей по вине хозяина. Прогульный день считать, по просьбе рабочих, не менее 40 коп. в день.
    Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки... Также и на будущее время... выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
    Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев... Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».

    1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова?
    2. Выдвигали ли рабочие политические требования?
    3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?
    4. Как были отражены требования морозовских рабочих в российском фабричном законодательстве?

    1. Причинами стачки стали ухудшение положения рабочих, жестокая эксплуатация со стороны владельцев и произвол администрации.
    2. Политические требования не выдвигались.
    3. О формировании организованного рабочего движения.
    4. Принятое в 1886 году фабричное законодательство определяло порядок найма и увольнения, взаимоотношения администрации с рабочими, систематизировало штрафы и организацию труда на предприятиях.

    Задание 7. Заполните таблицу.

    Изменения в положении православного духовенства


    Задание 8. Составьте текст, используя приведенные ниже словосочетания.

    Отмена крепостного права. Либерализация образования. Демократизация интеллигенции. Сохранение сословных привилегий. Отсутствие политических свобод. Усиление антиправительственных настроений.

    После отмены крепостного права на начальном этапе реформ были предприняты шаги по либерализации образования. Это способствовало формированию и демократизации интеллигенции - нового социального слоя. Но, отсутствие политических свобод и сохранение сословных привилегий тормозили развитие общества и приводили к усилению антиправительственных настроений.