Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно — черепаха! Домашнии черепашки Есть ли у черепахи зубы? Сколько зубов у черепахи

Сценарий тематической беседы для младших школьников: Поговорим о черепахах


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о черепахах. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с черепахами.
Задачи:
- уточнить знания детей о черепахах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать потребности детей к познанию природы, мира птиц;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, несколько загадок, и постарайтесь отгадать о ком в них идёт речь.
1. Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...? (Черепашка).
2. У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос? (Черепаха).
3. Я с ребятами дружу,
Не спеша всегда хожу.
Мой наряд, как прочный щит,
Для меня одной он сшит.
В клеточку рубашка –
Я, дети, …(Черепашка).
Учитель: Верно, ребята, это черепаха.
(На доске появляется фотография черепахи).


Учитель: Черепахи - один из самых удивительных видов рептилий. Живущие на Земле на протяжении миллионов лет, они и сегодня выглядят почти так же, как и в те времена, когда человека на планете ещё не было. Черепахи живут на всех континентах за исключением Антарктиды, а также в тёплых морях и океанах.


Учитель: Существует одна древнеиндийская легенда . Когда-то очень давно на Земле жили дерзкие великаны, которые считали себя выше богов. Боги разгневались, и между ними произошёл страшный бой. Длился он очень долго. В итоге великаны не выдержали и разбежались в разные стороны. Остались от них только их щиты. Боги решили вдохнуть жизнь в их щиты, дабы показать все насколько они могущественны и сильны. В результате щиты, подобно великанам расползлись в разные стороны, потом у них выросли лапы и головы, в последствие чего превратились они в прекрасных черепах. Так появились на земле первые черепахи.


Учитель: Много черепах бывает,
Разных видов и пород,
Есть морская - кто не знает,
И она в морях живёт.
Есть наземная порода,
Что на суше проживает,
В общем, черепах есть много,
Всё из книги ты узнаешь!
(Учитель знакомит детей с выставкой книг о черепахах).





Учитель: В настоящее время черепахи делятся на две группы: морские и наземные.
(На доске появляется фотографии черепах - представителей двух групп).



Учитель: Морские черепахи - крупные животные, их можно содержать в огромных бассейнах с морской водой. Наземные черепахи бывают сухопутными или пресноводными . Сухопутные черепахи живут только на суше, а воду используют для питья и купания. Их около 40 видов, и все они занесены в Красную Книгу. Может быть, поэтому 23 мая отмечается Всемирный День Черепахи.
(На доске появляется фотография праздника).


Учитель: Сухопутные черепахи живут в тёплом климате. Животные являются холоднокровными, и нуждаются в обогреве солнцем, поэтому места их обитания - степи, пустыни или влажные субтропические и тропические зоны. Ночью, когда температура падает, черепахи зарываются в грунт, нагретый за день. А утром, когда солнышко начинает пригревать, они выбираются наружу, подставляя свой панцирь для обогрева. Основную часть рациона составляет растительная пища, изредка мелкие животные. Эти рептилии могут долго обходиться без еды, а при наличии сочной растительности – и без воды.


Учитель:
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят... (Черепахи).
«Каменная рубаха» или панцирь защищает нежное тело черепахи от нападений. В случае опасности животное прячет голову и ноги, почти полностью скрываясь внутри своей брони, которая мешает противнику атаковать снова. Со своим прочным панцирем черепахи считаются одними из самых защищенных животных, которые сейчас существуют. Они также обладают массивными лапами, завершающимися на пальцах когтями. А теперь, ребята, предлагаю Вам принять участие в рубрике вопросов «Знаете ли вы, что…».
Примерные вопросы:
1. Черепахи являются единственным позвоночным в мире с внешним скелетом.
2. Это хладнокровный вид рептилий.
3. Галапагосские гигантские черепахи с Сейшельских островов могли жить 200 и более лет.
4. Самый крупный вид - кожистая черепаха, близок к исчезновению. Она может достигать до 2 м в длину и весить более 1 тонны.
5. Скорость движения черепахи зависит от температуры окружающей среды.
6. У морских видов лапы в виде ласт.
7. Сухопутные виды двигаются с максимальной скоростью около 5 км в час.
8. Черепахи не имеют зубов, на краю челюсти у них острые роговые полосы.
9. Чем меньше размер панциря у сухопутных черепах, тем они проворней.
10. Черепахи, проводящие почти всю жизнь в воде, могут плыть со скоростью до 35 км/ч.
11. Морская черепаха с длиной панциря 20 см легко перекусит толстую ветку.
Не стоит недооценивать возможности черепах! Ребята, а Вы слышали, что у черепах отличное зрение? Они различают цвета и, кроме того, имеют свои любимые - самые яркие! У черепах прекрасное обоняние, с помощью него им легко удаётся находить мисочку с едой.


Учитель: Следующее задание – раскрасить черепашек. Работать будем каждый индивидуально.
(Дети раскрашивают листы с изображением черепах).



Учитель: Предлагаю Вам посмотреть один увлекательный и интересный мультфильм о дружбе львёнка и черепахи. Желаю приятного просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма).


Учитель: Хотите увидеть побольше о некоторых видах черепашек? Обязательно узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Красноухая черепаха – принадлежит к семейству американских пресноводных черепах. В переводе с латинского языка означает - исчерченная, расписанная. Своё название эти небольшие черепахи получили благодаря красному околоушному пятну, имеющемуся у большинства представителей этого вида. Эти черепахи среднего размера. Питаются беспозвоночными, рыбой, земноводными и их головастиками, падалью, а также водорослями, водными и околоводными растениями.
Среднеазиатская черепаха – принадлежит к семейству сухопутных черепах. Именно про неё говорят: «ползёт, как черепаха», потому что по сравнению с водяными черепахами, очень медлительное и неуклюжее животное. Относится к роду европейских сухопутных черепах. Населяет пустынные зоны и сельскохозяйственные области Средней Азии. Черепаха средних размеров, длина панциря 20-30 см. Панцирь желтовато-коричневого цвета с тёмными зонами на щитках. На передних конечностях по четыре пальца. Питаются растительной пищей. Среднеазиатская черепаха выбирает места обитания рядом с людьми. В России почти не встречается, за исключением некоторых южных районов.
Для дошкольников и учащихся 1 классов можно провести занятие по развитию мелкой моторики кистей рук.

В перерыве можно провести гимнастику для пальцев "Черепашка":
Черепашка, черепашка,(выпрямить ладони, сжать в кулак)
В панцире живёт.(выпрямить ладони, сжать в кулак)
Высунет головку,(вытянуть указательный палец, убрать обратно)
Обратно уберёт.(вытянуть указательный палец, убрать обратно)

Пальчиковую гимнастику можно повторить несколько раз.


Учитель: Недавно я была в зоопарке нашего района. Рекомендую всем посетить его. Здесь представлены и пресноводные и сухопутные черепашки.
(На доске появляются фотографии из зоопарка).


Алла Панкратова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно - черепаха!»

ОО «Познание»

Цель : Формировать у детей знания о жизни диких животных в естественной среде обитания.

Задачи :

1. Обучающие : Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в природных условиях (с особенностями передвижения, питания, как спасаются от врагов.)

2. Развивающие : Показать взаимосвязь животных со средой обитания. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

З. Воспитательные : Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа :

1. Рассматривание картин с изображением черепахи

2. Чтение художественной литературы по теме

3. Наблюдения в уголке природы

Методы и приемы :

1. рассматривание и сравнение живых черепах

2. рассказ воспитателя о жизни черепахах в естественной среде обитания

3. художественное слово

5. физкультминутка

6. беседа по вопросам

7. практическое задание

Материал и оборудование :

1. террариум с сухопутной черепахой

2. аквариум с водоплавающей черепахой

3. альбомные листы с изображением сухопутной черепахи и продуктов питания (на каждого ребенка)

4. коричневые и зеленые фломастеры (на каждого ребенка)

5. зеленая травка

6. живой корм для водоплавающей черепахи

7. конфеты

8. влажные антибактериальные салфетки

Ход занятия.

Дети входят в группу. Воспитатель здоровается и предлагает детям присесть. Дети садятся на банкетки полукругом. Перед ними на низком столе стоят накрытые террариумы с водоплавающей и сухопутной черепахами .

Знаете, ребята, я сегодня пришла к вам в гости не одна. А с кем, догадайтесь сами.

Живет, спокойно не спешит

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет … (черепаха ) .

Правильно, ребята! (Воспитатель открывает террариумы) .

Сегодня я вам расскажу о жизни черепах в природе . Обитают эти животные в жарких странах. Все черепахи живут долго . Посмотрите внимательно. Одна живет в воде – это водоплавающая черепаха , а другая живет на суше – это сухопутная черепаха . (Воспитатель берет сухопутную черепаху )

Тело у них короткое, спрятано в панцирь. Панцирь очень твердый. Он защищает черепаху от врагов и служит ей домиком. На четырех лапах, у сухопутной черепахи когти , чтобы было удобно ползать по земле и зарываться в песок. А у водоплавающей черепахи на лапах есть перепонки, чтобы быстро плавать и хорошо нырять.

У черепах есть короткий хвост . На голове есть глаза, нос, рот и уши. Во время опасности черепаха прячется в панцирь – вот так! (Показ) И становится похожа на камень.

Ребята, а вы животных не обижаете? Молодцы! Правильно! Человек должен любить, оберегать, заботиться о животных!

Сухопутная черепаха питается растительной пищей - травой, ягодами, листьями кустарников . (Воспитатель кормит зеленой травой черепаху ) Водоплавающая черепаха – питается рыбой , лягушками, червями. (Воспитатель кормит живым кормом черепаху )

С кем я сегодня пришла к вам в гости?

Это какая черепаха ? (показывает сухопутную черепаху )

А почему ее так называют?

Что есть у черепахи ? (строение тела)

Чем питается сухопутная черепаха ?

А это какая черепаха ? (показывает водоплавающую черепаху )

Где она живет?

Что есть у этой черепахи ? (строение тела)

Чем питается водоплавающая черепаха ?

Физкультминутка.

Ребята, а теперь давайте поиграем! Подойдите ко мне поближе. Я сейчас буду читать стихотворение, и показывать движения. А вы слушайте внимательно и повторяйте движения за мной!

Кто так медленно бредет,

Кто так медленно ползет. Ходьба на месте

Это черепаха в каменной рубахе .

Черепаха приползла , Руки на поясе, наклон туловища вперед

В море синее вошла. Развести руки в стороны

Даже панцирь не сняла. Делать круговые движения руками вперед («брас» )

Удивились рыбки : Кто? Поднять плечи вверх

Кто здесь плавает в пальто? Повороты головы вправо-влево

Кто, кто, кто, кто,

В море плавает в пальто? Поднять плечи вверх и опустить

Практическая часть.

Воспитатель обращает внимание детей , что на столах лежат альбомные листы и фломастеры и предлагает детям пройти к столам.

Ребята, внимательно посмотрите, что нам приготовил художник! (рассматривают изображение) . Он ничего не забыл? Правильно, туловище черепахи не дорисовано . Давайте дорисуем! Ребята, а каким цветом мы дорисует черепаху ? Правильно, коричневым! Возьмите фломастер и дорисуйте черепаху , соединяя точки, как будто нанизывая бусинки на ниточку. Молодцы, все справились с заданием! А какая же получилась у нас черепаха водоплавающая или сухопутная? Конечно, сухопутная!

Давайте ее покормим! Соединим линией черепаху и то , чем она питается.

Ребята, а покажите мне, пожалуйста, что у вас получилось! Какие вы молодцы, накормили черепаху правильно – травой , цветами, ягодами. Оставьте листочки на столах и подойдите ко мне!

Воспитатель подводит итог занятия .

Итог :- Мы сегодня с вами узнали много интересного о черепахах : что они живут в жарких странах, живут долго, бывают сухопутные и водоплавающие, у них короткое тело, есть голова, четыре лапы, хвост, крепкий панцирь, узнали, чем питаются черепахи . И все ребята знают, что черепах обижать нельзя !

Ребята, мне сегодня очень приятно было с вами общаться. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу» Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу». Программное содержание:.

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Осторожно: незнакомец!» Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Задачи: способствовать формированию навыков безопасного.

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «О правах, играя» О ПРАВАХ – ИГРАЯ ЦЕЛИ: 1. Дать детям общее представление об их правах. 2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

В детстве очень любил глядеть мультики про Черепашек Ниндзя. Ну а кто не любил? А тут вот, в кине еще, намедни показали, про них. Схотелось купить.
Купил. Забавная вроде тварь. Пользы от ее никакой, но вреда тоже. Блииин. Лучче бы рыбок купил. Эта животная у меня полгода жизни отняла. Мало того, что, тормозная, коматозная я б сказал даже, так еще и под ногами путается.
И ночами не спит. Неа. Что-то шкребется, шорхается по углам все время, брямкает чем-то, или жрет постоянно, а то и упрется башней своей в стенку, и буксует до утра. Задней передачи у ей нема же. А спать охота.
И тут два варианта, либо встать, растолкать жену, включить свет, поднять кровать, найти этот бульдозер и надавать по шее, или проникнуться любовью и терпеть, пока это существо утихнет. Под утро.
Ну а ночью, быват, надо ж и в нужник, или к холодильнику, поживиться чем, сходить, а тут эта животная, без ума впотьмах ползает. Спотыкаюсь, падаю, кабы не раздушить паскудное создание. Супруга вообще пугается, непривыкши еще.
Чтобы тварь обозначить в ночи, привинтил ей на крышу батарейку и светодиод, в проблесковом режиме. Теперь по ночам у меня под кроватями ездит луноход, синеньким таким светит, пиу-пиу-пиу. Видно хорошо спросонья. Но все равно еще, рогом упрется и буксует. Думал с чего бы это. Допер. Вот попробуйте на автомобиле впотьмах ездить, что, ага? Вот.
Я ей супер яркий светодиод на плечо прилепил. Фары головного света, навроди как. Сразу стало спаканей. Ползет теперь, и все ей видно. А то блуждала в темноте, как ондатра слепая. Одну проблему решил, значит. Броня это хорошо. Токма уж больно медленно этот луноход ездит. Ага. Тогда, я ей снизу колесики маленькие прилепил. Черепаха попервости ошалевши была, от скоростей таких, ускорений да перспектив, а потом ничего, привыкла. Даже ездить научилась немного.
Поставишь ее на пол, направление задашь, она и гребет, лапищами то. Любо дорого глянуть. По ночам у ей даже маневры какие то, под шкафами да кроватями. Развлекаецца, сволочь. Тока гости иногда пугаюцца. Сидят сидят, а тут оно из-под дивана в лампочках да на колесиках выкатитцо, башней своей повертит важно, маршрут прикинет, и покатит в другую строну. Гости в шоке, черепаха тоже. Кто сказал, что они безмогзов, а?
Фигу. Дразнил ее как-то. Тыркал в харю пальцем, а оно ж пока сообразит что да как, не успевает кусить меня. Ну, потыркал да на пол и спустил. На колесиках. Оно покаталось немного, я и забыл. Потом эта падла, фарами меня высветила, с угла подкралась, пока я кино глядел и за мизинец цапнула! Вот и думай, теперь, есть у ей мозги или нет.
Раз чуть не потерял ее, правда. Пошли на природу, выпить и закусить, а коматозник мой в траву уполз. На крики оно не отзывается, и само ж не приползет обратно. Кругом столько ништяков! Бычки там, чипсы. Нашли кое-как потом, оно как раз у мусорника шото жрало. А ниче. Я потом ей на крышу пластилином флажок из Макдональдса прилепил. Ползает теперь по траве с флажком ярким, - завсегда видно.

Черепаха – древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн. лет назад и, по свидетельству ученых, за последние 150 млн. лет практически не менялась.

Главный отличительный признак черепахи – панцирь. Это сложное костно-кожистое образование, которое охватывает тело черепахи со всех сторон, защищая ее от нападения хищников. Внутренняя часть панциря образована костными пластинами, а наружная – кожистыми щитками. Панцирь состоит из двух частей – спинной и брюшной. Спинная часть, или карапакс, имеет выпуклую форму, а брюшная, или пластрон, – плоскую. Тело черепахи прочно сращено с панцирем, из которого между карапаксом и пластроном выглядывают только голова, конечности и хвост. В случае опасности черепаха может полностью спрятаться в панцире. У черепах нет зубов, зато есть крепкий, заостренный по краям клюв, который позволяет ей откусывать любую пищу. Черепахи, как и некоторые змеи и крокодилы, откладывают кожистые яйца. За своим потомством черепахи не ухаживают. Сразу после откладки яиц они покидают кладку.

Разнообразие и образ жизни

Существует более 300 видов различных черепах. Часть из них ведет сухопутный образ жизни, а часть – приспособилась жить и в воде. Пресноводные черепахи в отличие от сухопутных имеют более уплощенный и гладкий панцирь, а также перепонки между пальцами. Это помогает им искусно плавать в водной стихии. Морские черепахи большую часть своей жизни проводят в морях и океанах. Только один раз в год, в период размножения, они выходят на берег, чтобы отложить яйца в прибрежный песок. Конечности морских черепах превратились в ласты, которые позволяют им «парить» в океанских глубинах.

Размеры

Черепахи сильно отличаются по своим размерам: сухопутная паучья черепаха в длину не превышает 10 см и весит около 100 г, а морская кожистая черепаха – достигает двух с половиной метров и имеет вес более полутоны. Гигантом среди сухопутных черепах является галапагосская слоновья черепаха. Длина ее панциря превышает один метр, а вес может равняться четырем центнерам.

Окраска

Окраска черепах чаще всего скромная, маскирующая их под цвет окружающей среды. Но есть виды с очень ярким контрастирующим рисунком. Так, у лучистой черепахи в центре щитков панциря на основном темном фоне расположены броские желтые пятна, от которых отходят такие же желтые лучи. Голова и шея красноухой черепахи украшены рисунком из волнистых линий и полос, а позади глаз располагаются ярко-красные пятна.

Пищевой рацион

Сухопутные черепахи в основном питаются растительной пищей – травой, листьями кустарников, сочными плодами. Пресноводные и морские черепахи – хищники, которые едят рыбу, насекомых и их личинок, червей и моллюсков. Сухопутные черепахи могут дополнять свой рацион животной пищей, а водные черепахи – растительной.

Продолжительность жизни

Черепаха – долгожитель-рекордсмен среди позвоночных животных. Она может жить более ста лет. Известен достоверный случай, когда исполинская черепаха прожила 152 года. Ученые утверждают, что черепаха может прожить двести и более лет.

Черепаха: краткая информация

Сказка «Зря говорят про Черепаху…» была опубликована в журнале «Семья и школа» в 1969 году. Для детей эта сказка может быть интересна и полезна в плане развития, ведь в ней речь идет о том, кто из зверей с какой скоростью передвигается.

Сказка «Зря говорят про Черепаху…»

Встретились однажды Черепаха, Заяц, Улитки, Морская звезда и Ленивец .

Давайте знакомиться. Я Черепаха, - сказала сухопутная черепашка.
- Мы виноградные Улитки, мы очень любим виноградные листья, - сказали два братца.
- А я Ленивец. Житель Южной Америки. Люблю поспать.
- Подумать только, первый раз вижу Ленивца, - призналась Черепаха. - Уж очень вы похожи на обезьяну…
- Да, это правда, но обезьяны непоседы, а я никогда не тороплюсь, - ответил Ленивец.
- А я живу в море, - сказала Морская звезда. - У меня всего-навсего пять глаз, но что я вижу! У вас у всех голова на плечах, а у меня-то ее нет.

Вновь заговорила Черепаха.

Что же ты притих, Заинька? - спросила она у Косого, скромно сидевшего на краю стола.
- Я рад, что попал в такую хорошую компанию. Только мне не хочется сидеть, - объяснил Зайка,- мне бы побегать.
- О, как прекрасно! - воскликнула Черепаха. - Давайте играть в перегонки!
- Давайте! Давайте устроим соревнование - кто быстрее всех! - обрадовался Заяц.
- Нет уж, не нужно. Куда нам с тобой, Заяц, тягаться, - сказали Улитки. - Мы уж без тебя посоревнуемся, а ты будь у нас судьей.

Заяц завел часы, чтобы они звонили через каждый час, взял флажок, на шею повесил метр, как это делают портные, и крикнул:

Черепаха, на старт!

Черепаха приготовилась. Зайка взмахнул флажком, и она двинулась в путь… Долго шла Черепаха, но Косой от нее никуда не отходил. Судья есть судья. Ровно через час зазвонил будильник. Заяц тут же взмахнул флажком, чтобы остановить Черепаху, измерил пройденное расстояние и сказал:

Триста метров в час! - А сам подумал: «Совсем не плохо».

Ленивец, на старт! - крикнул судья и поднял флажок. А Ленивец все еще готовился. Пока он стал на место, ушло с полчаса, не меньше…

Когда Заяц опустил флажок, Ленивец пошел ковылять. Не прошло и пяти минут, а он уже шлепнулся на живот, раскинув свои лапы во все стороны. Ленивец поднимался и полз вперед, а потом опять падал, и опять полз… Через час зазвонил будильник. Заяц измерил пройденное Ленивцем расстояние и сказал:

Сто метров в час! - А сам подумал: «Тоже не плохо».

Морская звезда, на старт!

Судья взмахнул флажком, и она подалась что было сил вперед. С трудом передвигалась Морская звезда на своих игольчатых ножках… Точно через час зазвонил будильник. Заяц опустил флажок и измерил пройденное расстояние:

Десять метров в час!

«Вот это да»,- подумал Зайка и крикнул:

Улитки, на старт!

Улитки сразу приготовились - не то что Ленивец. Зайка взмахнул флажком, и они подались вперед. Долго шагали Улитки, но двигались они ровно, будто по линеечке. Никто из них не забегал вперед, никто и не отставал. Через час зазвонил будильник. Судья опустил флажок, измерил пройденное расстояние и сказал:

Три метра в час!

«Ничего себе»… - подумал Зайка и крикнул что было мочи:

Черепаха заняла первое место!

Зря, значит, думают, что черепаха двигается медленнее всех.