Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида? §2. Факторы, влияющие на социализацию Влияние уровня развития общества на процессы социализации

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Полное собрание материалов по теме: каким образом современное общество влияет на социализацию индивида? от специалистов своего дела.

Вопрос 1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?

Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами.

В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства.

Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

Вопрос 2. Кого называют личностью?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Вопрос 3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?

Общество влияет на индивида через социализацию личности, активное усвоение им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Вопрос 4. Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

Общественные отношения (социальные отношения) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Вопрос 6. Какие изменения происходят в современном обществе?

Онтологические трансформации всех аспектов жизнедеятельности привели к формированию нового общества, в котором теоретическое знание становится главным источником формирования политики, внедрения инноваций – постиндустриального общества постмодерна. Постмодерн представляет собой качественно новое общественное состояние, достигнутое индустриальными обществами, которые прошли длительный путь эволюционного развития.

Подходы к пониманию социализации в постмодерном обществе

Отличительные характеристики нового общества находят свое отражение в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В постмодерную эпоху отмечается резкий рост социального и культурного многообразия, социальные процессы становятся более многообразными, у людей появляются новые мотивы и стимулы, обусловленные воздействием культурных факторов.

С точки зрения социализации личности новая эпоха несет с собой такие требования, как:

  • отказ от этноцентризма,
  • утверждение плюрализма,
  • внимания к личности, ее субъективным переживаниям,
  • дифференциацию культурного единообразия.

Другими словами, многочисленные постиндустриальные трансформации приводят к перестройке личностного содержания современного человека, изменению сущности процессов социализации.

Определение 1

По своей сути социализация представляет собой процесс, в результате реализации которого осуществляется установление того или иного типа взаимоотношений между личностью и обществом.

На различных этапах исторического развития указанное взаимоотношение представляет собой соотношение индивидуального и социального в личности, ее ориентацию на приоритет общественных или личных интересов, сформированных в результате социализации.

Роль социализации личности в процессе обеспечения сохранности общества

Общество, стремящееся к самосохранению, обеспечению бесконфликтности, старается наделить новое поколение умениями и навыками группового выживания, выработанными и принятыми именно в данном обществе.

Другими словами, главной целью социализации с позиций обеспечения сохранности и развития общества выступает формирование индивидуума, действующего именно как компонент этого общества, обладающего его опытом и несущего его признаки.

Взаимосвязь личности, общества и культуры

Личность и социум выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. И личность, и социум существуют и развиваются в рамках определенной культурной модели.

Личность – субъект взаимодействия; общество представляет собой совокупность субъектов взаимодействия, а культура – совокупность значений, норм и ценностей, которыми обладают взаимодействующие субъекты, объективирующие и раскрывающие эти значения.

Влияние постмодерного общества на социализацию личности

Кардинальные институциональные трансформации в России в последние годы существенно деформировали все аспекты социальной действительности, в том числе исказили процессы взаимодействия личности, общества и культуры. Традиционные для российского общества институты социализации, включая систему образования, семью, воспитание и пр. в настоящее время потеснены ценностями и институтами культуры массового общества.

В результате усиления влияния массовой культуры, становления общества потребления смыслом человеческого бытия и его самоцелью становится престижное статусное потребление, приобщение к миру красивых, престижных вещей. Средство становится целью, что приводит к отчуждению личности от мира духовных ценностей, деформируя структуру их освоения, что, в свою очередь, приводит к возникновению существенных затруднений в процессе реализации социализации как процесса обеспечения преемственности поколений.

Социаль6ная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

    Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

    «Отношение» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: «физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

    Обучение в школе. Это формальный процесс - определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.

    Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. Влияют на социализацию индивида.

    Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.

    Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать. 9

Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.

§3. Классификация форм социализации

Классификацию форм социализации ныне уже можно проводить многим основаниями, охватить все заведомо не удается.

П. Бергер и Т. Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации – первичную ивторичную. Решающую значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно по этому мир, итрернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации». 10

Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация» представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда» 11 .

Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.

Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества (и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством). То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование.

Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала создания социализированных институтов внесемейной или вторичной, социализации: дошкольного образования, т.е. детских садов, куда можно было отдавать детей, что бы высвободить для производства рабочую силу; профессионального образования, что бы эту рабочую силу обучать и т.п.

Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функции – профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации.

Однако первичная при этом не исчезает. Более того. Если посмотреть на нее исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется – в разных странах, в разных ситуациях этих стран и.т.п. это касается не только первичной социализации, эволюционирует роль и вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации - образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации – СМИ, телевидение, видео и т.п. их еще по привычке относят к средствам вторичной социализации, но на самом деле это не совсем так. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, - возможность эмоционального воздействия, а так же сегодня еще и близость, доступность, обыденность. Плюс опора (хотя нередко подтасованная и иллюзорная) на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения, которые гарантируют авторитет у социализируемой аудитории.

По прежним теоретическим прогнозам семья, препятствующая слиянию индивидов в большие общности, как того требовала глобализация исторического развития человечества, в эпоху индустриального общества должна была отмереть. Однако еще ничего подобного не произошло, во всяком случае, пока. И даже тенденция такая не замечена, несмотря на растущую статистику разводов, неполных семей и брошенных детей. Сейчас в России (хотя возможно, что это влияние кризисного времени), и в традиционных обществах юго-восточной Азии, Латинской Америки, и даже в развитых странах Запада семья и работа занимают ведущие позиции на шкале одобряемых ценностей и типов жизнедеятельности. В числе прочих объяснений этого феномена можно допустить и предположение, что за этим стоит эмпирическая ненайденность и неапробированность других форм организации жизни. Человечество просто ничего не может предложить иного, нет другого способа организации жизненного пространства индивида, начиная с быта и кончая его человеческим опытом.

Вместе с тем далее можно поставить вопрос, касающийся рассмотренных взаимоотношений первичной и вторичной социализации. Кстати можно одним действием осуществить анализ содержания, так же рассмотрев при этом еще одну классификацию форм социализации – по субъекту социализации, каким является семья, нация человечество. Итак, может ли сейчас выжить общество, выстраивающая лишь первичную, т.е. семейную, социализацию и можно ли это называть социализацией? В ней традиционной нормой социализации является стремление научить жить, подготовиться к самостоятельной жизни. Научили жить продолжать род, отвечать за детей – значит социализировали. Но это относительно такой локальной группы как семья.

Более крупная социальная группа – нация. Там социализировать, учитывая общественное разделение труда, - значит одну часть населения научить хлеб растить, другую – воевать, третью – детей обучать и т.д. В условиях современной НТР, с учетом глобализации человеческой деятельности и мировых коммуникаций, по логике вещей субъектом деятельности становится все человечество, социализовывать должно все человечество и делать это по-новому, сквозь призму общечеловеческих интересов и ценностей. Это даже получило отражение в лозунгах дня. Ведь социализуя отдельного индивида через институты социализации, семью и школу, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого нет культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир деятельностно не дорос.

Кроме того во многих сообществах, странах и нациях сохраняется традиционно – корневая система социализации – религия, отношение к высшим традиционным ценностям, к божественному. При этом там не отказываются ни от национальной, ни от религиозной (более того, конкретно-конфессиональной) принадлежности.

Причем нельзя не заметить, что в истории именно частный интерес не редко давал прецеденты наиболее состоятельных способов социализации. Возьмем Древний Египет или Древнюю Грецию 12 - там сплачивали и воспитывали общество внешнего военного врага. Потом появилось христианство, ему противостоит новый образ врага – иноверец, басурманин. И под эту норму социализируется общество. Потом появляются нации, возникает национализм и патриотизм как норма социализации, и под них выстраивается образование и воспитание.

Тесно связанно с данной классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную итоталитарную социализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию Мы, которая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны и исторические акции. Отметим что, здесь практически исключена борьба поколений. Каждого индивида, личностно самоопределившегося, строит в общий ряд, как в Южной Карее, где в начале года на нацию спускается единый план, исходя из которого каждый гражданин планирует свою жизнедеятельность на этот год. Задана цель, и под нее все выстраивают свои проекты и планы. Это и есть тотальная социализация. Но в Корее это возможно в силу наличия многих специфических предпосылок, что дано далеко не каждому сообществу. Возможно, например, что не маловажную роль в реализации такой тотальной социализации сыграл факт, что там огромное количество университетов и лиц с высшим образованием, способных к абстрактному мышлению.

Тогда в отношении к России мы получим обратную формулу. Чем меньше у нас лиц с высшим образованием и способностью к абстрактному мышлению, тем меньше у нас возможность реализовать такую модель тоталитарной социализации, именно как сознательную модель. В этом случае нам остаются другие модели, например, модель мобилизационной социализации.

Мобилизационная ситуация чаще всего вынуждает к такой социализации, которая направлена на подведение всего населения к «единому знаменателю», к единству действии, мыслей, целей, ценностей и.т.п. Как только уходит мобилизационная ситуация, появляется множество возможностей для построения различных норм социализации. И нередко сказать что, у данного общества, особенно на Востоке, есть какая - то норма социализации, не удается. Нет там одного Я, а есть несколько кругов и множество ролей, а потому социализация получается гибкой. При этом отметим, что так складывается у японцев с их развитым мышлением.

В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализационной деятельности. Соответственно, здесь есть свои классификации. 13 По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация- первая историческая форма адаптации – разделяется на три направления, или уровня – обучение, воспитание и собственно образование (или формирование гражданства). Передача трудовых навыков, норм орудийно-предметной деятельности, действия по образцу с материальными предметами (а позднее с символическими объектами- представлениями, знаниями, языками и. т.п.) становится стержнем обучения.

Воспитание появилось, когда у общества появились задачи по воспроизводству и передаче норм коллективной жизнедеятельности, отношения индивида к соратникам по совместному труду и совместному проживанию, к быту и окружению. Трансляция в новые поколения социально-групповой ценностной ориентации, норм группового общежития и стало задачей воспитания.

А с переходом к межродовой и межплеменным отношениям появляется новый уровень социализации. Это – в современных терминах, уровень формирования гражданственности. Здесь ценностью и целью социализации становятся социально-этническое самоопределение, культурно-историческая принадлежность и патриотизм, т.е. факторы будущей ответственности индивида за выживанием конкретного социального общества и конкурентоспособность его взаимодействий с другими сообществами.

Далее, приведем классификацию форм социализации, связанных с образованием. По этому основанию, в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование (наряду с другими формами институциональной социализации), либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, бытовым взаимодействием людей в простых и неспециализированных акциях совместного проживания. Возникла она в раннем обществе, для которого характерны естественное разделение труда, синтетичных социальных процессов, отсутствие четкого деления на социальные группы.

Внутри образования еще существует разделение на общее и специальное. И хотя здесь классификация другого уровня, но здесь важно указать то, что функционально эти два уровня и вида образования разнонаправлены и реализуют разные цели социализации. Среднее общее или основное, образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т.е. сформировать индивида и поколение как часть данного социума. Это, значит, развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки (трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушность и др.).

А высшее, профессиональное, образование реализует совершенно другую форму и цель социализации, не сводимому к конкретно-социональной адаптации. Его цель и форма - профессиолизация, т.е. адаптация на более высоком уровне. Эта форма социализации допускает моменты конкретно-социальной дезадаптации, поскольку допускает и даже предполагает расширение культурного горизонта за пределы наличного бытия конкретного социума.

Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т.е. эволюционирующего общества, не меняющего своего качественного состояния.

Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. От признаков общества зависят многие характеристики и формы социализации. 14 Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований (сообществ), пропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития (Япония, Китай).

На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад (США) или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии.

Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам.

И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы» 15

Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример – это война. Там простота проекта – выжить – понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми.

Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации.

Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально – региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации).

Еще одна чрезвычайно важная классификация - по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора – вещественно – предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались),социально-институциональный и информационный (СМИ). Здесь соответственно три формы социализации –вещная, социальная и информационная.

Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули - это стихийная (так осуществляется традиционная социализация) и специализированная (профессиональная, чем стала современная социализация).

Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности – производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т.п. может даже быть деформированная социализация, девиация группы, причиной в которой могут быть отклонения в здоровье, что потом может переползти в криминал.

К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован.

Социализация

Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров -- в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

Социализация -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:

· Ранний детский (0-3)

· Дошкольное и школьное детство (4-11)

· Отрочество (12-15)

· Юность (16-18)

Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:

· адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

· индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

· интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать так, сказать «популярным» детям. Ребенок изменяется, чтобы быть наравне со своими друзьями, он может изменить свой характер, свои привычки.

В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -- мировоззренческие -- этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». В этом возрасте подросток хочет самоутвердиться в обществе, он хочет показать свою независимость и самостоятельность.

На человека может также влиять и СМИ. Например, реклама побуждает купить определенный товар.